Турция – Израиль: нормализация возможна? Гур-Арье и Тогрул Исмаил на Caliber.Az
Вопрос нормализации отношений между Тель-Авивом и Анкарой продолжает оставаться в международной политической повестке. Так, недавно спецпосланник США по Сирии и посол Соединенных Штатов в Анкаре Том Баррак в интервью The Jerusalem Post высказал мнение о том, что «существуют возможности для значимого сближения между Израилем и Турцией, несмотря на текущую политическую напряженность».

Он также отметил, что Турция и Катар сыграли важную роль в переговорах о прекращении огня и освобождении заложников, и подчеркнул, что многочисленные и опытные сухопутные войска Турции, а также способность Анкары вести диалог с разными участниками могли бы способствовать снижению напряженности в регионе.
А что думают о словах спецпосланника Трампа в этих двух государствах? Действительно ли есть шанс на потепление отношений между Анкарой и Тель-Авивом? Caliber.Az поинтересовался мнением на данную тему политологов из Израиля и Турции.

Так, политический обозреватель израильского телеканала ITON.TV Александр Гур-Арье напомнил, что до 2010 года военно-техническое сотрудничество между Турцией и Израилем было очень тесным, а отношения – просто прекрасные.
«В тот период Израиль осуществлял модернизацию турецкой военной техники, потому что, несмотря на то, что эта страна – член НАТО, тогда в ее армии имелось устаревшее американское оружие, включая танки М-60. В частности, велась установка израильских систем AWACS, также израильская сторона поставляла Турции беспилотники Heron. Кроме того, постоянно проводились совместные военные учения. То есть, была теснейшая координация на всех уровнях, в том числе и на военном. Но, к сожалению, 2010 год стал переломным для турецко-израильских отношений, после того как «Флотилия свободы» двинулась в сторону Газы, и в результате произошел трагический инцидент с гибелью турецких граждан на корабле Mavi Marmara. Хотя, на мой взгляд, кризис в отношениях произошел даже не из-за гибели людей, а из-за самого факта отправки кораблей, что уже явилось показателем резкого ухудшения отношений между Турцией и Израилем», – сказал он.
Однако, по его мнению, израильская сторона сделала шаг навстречу миру, когда в 2013 году по инициативе Барака Обамы, который тогда находился с визитом в Израиле, Нетаньяху позвонил Эрдогану, извинился перед Турцией за «любые ошибки, которые могли привести к гибели людей» во время операции израильских сил безопасности, и обещал выплатить компенсации семьям погибших. После этого в отношениях между двумя странами наступил период потепления.
«Но после обострения палестино-израильского конфликта в октябре 2023 года Турция отозвала своего посла из Израиля. Парадокс в том, что даже после этого торговые связи между двумя странами продолжились, потому что бизнес есть бизнес. Так что, в каком-то смысле можно говорить, что во всем этом больше политики, чем реальных попыток полностью разорвать отношения, хотя объем торговли между двумя странами сейчас упал в десятки раз, осталось всего процентов пять от предыдущих показателей», – заявил политолог.
По его словам, есть тенденции, которые подпитывают намерение Турции продвинуться на Ближний Восток, что, в свою очередь, подталкивает ее к решению улучшить отношения с Израилем: «В этом году произошло знаковое событие. После 12-дневной войны, по результатам которой Иран оказался бумажным тигром, а его армия, авиация и все остальное полностью рассыпались, борьба за первенство в регионе обострилась, сейчас основным претендентом является Египет. Это – мощнейшая мусульманская и арабская страна. И у Турции на этом фоне тоже возникает желание присутствовать в Газе. Так что, когда Анкара заявляет о том, что готова ввести свои войска в качестве миротворческого контингента в сектор, цель тут одна – завладеть лидерством и подразнить Египет, который, к слову, возражает против присутствия турецких войск в Газе. И Израиль, кстати, тоже, причем категорически».
Отвечая на вопрос о том, есть ли шансы на потепление отношений между Израилем и Турцией, эксперт отметил, что они существуют, но только если Анкара изменит свою политику, и антиизраильская риторика прекратится, но при этом инициатива должна исходить от турецкой стороны, потому что Израиль не предпринимал никаких антитурецких шагов.
«Хотя, на мой взгляд, такой поворот Турции в сторону улучшения отношений с Израилем сейчас маловероятен, поскольку противоречит современной турецкой политике. Так что, пока это все скорее выглядит как фантазии господина Баррака», – сказал Гур-Арье.

В то же время профессор Университета Кахраманмараш Сютчю Имам (Турция) Тогрул Исмаил считает, что, несмотря на жесткие политические разногласия между Анкарой и Тель-Авивом, сегодня просматривается ограниченный, но реальный потенциал для осторожного потепления отношений, и заявления спецпосланника Баррака отражают важный тренд – стратегическая логика сближения становится сильнее текущей риторики.
«Во-первых, Турция вновь показала свою востребованность в качестве посредника – участие в переговорах по прекращению огня и освобождению заложников усилило ее дипломатический вес для всех сторон, включая Израиль.
Во-вторых, геоэкономическая перспектива остается мощным стимулом: возможное соединение Кавказа, Центральной Азии, Каспия и Средиземноморья через Турцию и Израиль могло бы преобразить торговлю и снизить зависимость от связанных с Ираном маршрутов. Это – редкий пример совпадения интересов.
И, наконец, внешний фактор в лице Тегерана одновременно остается препятствием и мотиватором для координации между Анкарой и Тель-Авивом. Обе страны заинтересованы в сдерживании регионального влияния Исламской Республики.
В заключение также отмечу, что говорить о полном восстановлении отношений пока рано, однако пространство для прагматичного диалога расширяется. И если текущая динамика сохранится, осторожное потепление между Турцией и Израилем выглядит возможным и стратегически оправданным», – резюмировал Т.Исмаил.







