Ливан – Израиль: переговоры в тени войны Люкимсон и Левин на Caliber.Az
На днях в городе Накура на юге Ливана состоялись переговоры с участием ливанских и израильских официальных лиц, которые, по словам премьер-министров двух стран, прошли в позитивной атмосфере.

В свою очередь, эксперты высказывают мнение, что «Израиль может уменьшить количество атак на Ливан», хотя, с другой стороны, перед встречей в израильских медиа проходили сообщения о том, что «военные атаки неизбежны», «начало операции — вопрос времени», и Тель-Авив «готовится к военной эскалации», мотивируя это растущей мощью «Хезболлы».
В частности, аналитик Israel Hayom Дэнни Закен отмечает, что в настоящее время между Израилем и Ливаном идут два отдельных, независимых друг от друга, процесса. По его мнению, первый из них — это военный, направленный на ликвидацию вооруженного потенциала «Хезболлы», а второй — политические контакты с ливанским правительством.
Насколько реален процесс нормализации израильско-ливанских отношений? Способен ли Бейрут самостоятельно заняться разоружением «Хезболлы», или этим на ливанской территории придется заниматься Израилю, неминуемо таким образом подрывая тот небольшой консенсус доверия, который только что был установлен между двумя сторонами? На эти вопросы Caliber.Az отвечают израильские эксперты.

Так, известный израильский писатель, публицист, военный эксперт Петр Люкимсон считает, что основной интерес Израиля состоит в следующем: сделать свою границу с Ливаном полностью безопасной и так обеспечить безопасность жителей многочисленных городов и поселков, расположенных на этой границе.
«Даже сегодня многие из жителей этих населенных пунктов, покинувшие их в 2023 году, боятся возвращаться домой, опасаясь возобновления обстрелов со стороны «Хезболлы», многие поселки стоят полупустыми, в том числе и из-за того, что некоторые разрушенные обстрелами дома еще не восстановлены до конца. Вместе с тем на севере Израиля расположена значительная часть сельскохозяйственных угодий и предприятий пищевой промышленности. Из-за того, что они пустуют или работают не в полную мощность, мы вынуждены увеличивать импорт продуктов, ставя тем самым под угрозу свою продовольственную безопасность. Разумеется, такую ситуацию Израиль терпеть не может», — сказал он.
Эксперт также выделил и международный контекст вопроса: «По условиям достигнутого год назад соглашения о прекращении огня ливанская армия должна была разоружить «Хезболлу», превратив ее из военной исключительно в политическую силу, и таким образом ликвидировать угрозу безопасности Израиля со стороны этой организации. Данное условие выполнено не было. Более того, «Хезболла» с помощью Ирана сейчас активно восстанавливает свою боевую мощь».
Говоря о потенциале ливанской армии, он отметил, что именно этот вопрос и есть слабое звено в процессе деэскалации.
«Говоря начистоту, все участвовавшие в соглашении стороны понимали, что ливанская армия не сможет выполнить этой задачи: во-первых, она слабее «Хезболлы», а во-вторых, в ней служат практически те же люди, что в этой организации — если не сами боевики, то их братья. Так что, разоружать «Хезболлу» они не спешат. Нарушение соглашения налицо, и правительство Ливана открыто признало, что не в состоянии его выполнить, по меньшей мере на данном этапе. Это вынуждает Израиль вмешаться, чтобы добиться разоружения «Хезболлы», и эту его позицию считают справедливой как США, так и ряд арабских стран, включая Саудовскую Аравию», — сказал военный эксперт.
По его мнению, нынешнее обострение ситуации на израильско-ливанской границе почти неминуемо приведет к новой операции Армии обороны Израиля в Ливане с целью полного разоружения «Хезболлы» или, по меньшей мере, для того, чтобы отбросить ее силы с юга Ливана на север, до реки Литания.
«По всем оценкам, операция начнется либо в конце декабря, либо сразу после начала нового года. Необходимо отметить, что в разоружении «Хезболлы» заинтересована значительная часть ливанского населения, прежде всего христиане-марониты, друзы и мусульмане-сунниты. Они прекрасно понимают, что только таким образом в страну могут вернуться мир и благополучие. Ливан — государство с огромным потенциалом, способное стать одной из самых богатых и процветающих стран региона. Все это время «Хезболла» и Иран разрушали его изнутри, толкая на противостояние с Израилем. Без прекращения этого противостояния и ликвидации «Хезболлы» именно как военной силы, отодвигающей в тень ливанскую армию, эта страна не получит помощи ни от США, ни от Саудовской Аравии, а значит, не сможет восстановиться. Так что, все происходящее — в интересах ливанского народа», — отметил Люкимсон.

Он подчеркнул, что о политическом диалоге и нормализации отношений между странами говорится давно.
«Это более чем возможно, если учесть, что между сторонами нет территориального конфликта, а есть споры о демаркации границы, но речь идет о паре сотен, а в некоторых участках – о десятках метров, и все понимают, что это вполне можно уладить. Однако лишь в том случае, если израильская территория не будет обстреливаться со стороны Ливана, а с ливанской границы не будут постоянно осуществляться провокации, подобные тем, которые до недавнего времени наблюдались на границе с Азербайджаном и Арменией, что невозможно без разоружения «Хезболлы» и демилитаризации юга Ливана. Поэтому Израиль, США и Саудовская Аравия так настаивают в этом вопросе и, думаю, пойдут до конца или почти до конца: «Хезболле» как политической партии — да, «Хезболле» как террористической организации — нет», — заявил Люкимсон.
В заключение эксперт поделился своими соображениями о дипломатической динамике: «С полной нормализацией правительство Ливана торопиться не будет, чтобы не выступить в роли Паниковского, нарушителя конвенции. Оно рассчитывает сделать этот шаг после расширения Соглашений Авраама, которое включит в себя Саудовскую Аравию, с которой, как я уже отмечал, у нас довольно тесное сотрудничество, в том числе и в военной области: Израиль частично пользуется ее воздушным пространством, наши представители бывают там на международных форумах, но оно тщательно завуалировано из-за палестинской проблемы. В то же время без перехода этого сотрудничества в открытую стадию невозможно строительство транснациональной магистрали с Арабского полуострова в Европу через Израиль».

В свою очередь, офицер запаса Армии обороны Израиля, военный обозреватель Игаль Левин подчеркнул, что перспектива нормализации отношений между Израилем и Ливаном вовсе не определяется позицией Вашингтона.
«Начиная с момента прекращения огня в Ливане, Израиль фактически ежедневно наносит удары по «Хезболле», потому что она перманентно нарушает договоренности о прекращении огня — от обязательства не находиться на юге Ливана до восстановления террористической инфраструктуры и перекачки оружия из Ирана через Сирию. Израиль проводит точечные ликвидации, включая устранение высокопоставленных деятелей, которых «Хезболла» выдвигает взамен уничтоженных. Поэтому речь идет не о том, чтобы не велись боевые действия и требовался какой-то «зеленый свет» от США. Главный вопрос заключается в другом: «Перерастет ли это в полномасштабную военную кампанию?» И тут все зависит от того, насколько успешно будет продвигаться диалог между правительствами Ливана и Израиля, как через США и других посредников, так и напрямую», — заявил эксперт.
По его словам, именно ход переговоров определяет риск эскалации: «Если диалог заходит в тупик, и в какой-то момент Тель-Авив видит, что альтернатив силовым методам не остается, тогда может возникнуть необходимость в общевойсковой операции. Но пока это рутина, и роль США ограничивается лишь функцией посредника».
Эксперт также подчеркнул, что текущее положение — это ограниченная война, а не заморозка конфликта.
«Боевые действия продолжаются, на днях, например, Израиль нанес интенсивные удары по складам «Хезболлы» на ливанской территории. И это была не точечная ликвидация, а полноценная воздушная атака, о которой заранее предупредили гражданское население. Просто часть подобных эпизодов проходит в СМИ, часть — нет, но война идет», — резюмировал И.Левин.







