«Армения малоинтересна Израилю» Экспертные мнения на Caliber.Az
Недавно заместитель министра иностранных дел Армении Ваан Костанян посетил Израиль для серии встреч, направленных на изучение возможности открытия новой страницы в двусторонних отношениях, пишет The Jerusalem Post. Однако за дипломатическими контактами по-прежнему стоят глубокие разногласия и деликатные вопросы, продолжающие влиять на взаимодействие двух стран.

Возникает закономерный вопрос: насколько вообще реалистично выстраивание нормальных отношений между Арменией и Израилем?
Ответ на этот вопрос для Caliber.Az дали известные эксперты.

Израильский журналист и историк Шимон Бриман отметил, что между отношением Израиля к Азербайджану и его отношением к Армении существует фундаментальная разница.
«Линия Иерусалим — Баку всегда является для нас приоритетной. Линия Иерусалим — Ереван — по многим причинам лишь третьестепенное направление. С Азербайджаном нас связывает стратегическое партнёрство, а также общие геополитические и бизнес-интересы.
Армения же малоинтересна Израилю. Более того, она представляет потенциальную опасность как союзник Ирана и как воздушная база для переброски иранских грузов, зачастую военного характера.
Наши ведомства, занимающиеся мониторингом проявлений антисемитизма, чётко фиксируют антиеврейские публикации в Армении, включая социальные сети этой страны, переполненные злобными и нелепыми заявлениями. Масла в огонь подливают и антиизраильские высказывания некоторых представителей армянской общины Иерусалима. Всё это не оставляет шансов на то, что отношения Израиля и Армении могут быть подняты на более высокий уровень, чем нынешний.
Отношения Израиля с Азербайджаном проверены серьёзными испытаниями и имеют все шансы укрепляться дальше. Тем более что обе наши страны поддерживают геополитические ориентиры президента США Трампа», — подчеркнул Бриман.

Российский востоковед и специалист по Ближнему Востоку Руслан Сулейманов отметил, что армянское руководство действительно пытается наладить отношения с Израилем — сейчас, когда в Секторе Газа установился пусть и хрупкий, но всё же мир.
«Реакция израильских властей на признание Арменией государства Палестина уже не такая острая. В такой ситуации можно попытаться о чём-то договориться. Думаю, что это в целом вписывается в политику Еревана по диверсификации внешних связей. Признавая палестинское государство, армянские власти не стремятся вступать в прямой конфликт с Израилем. Тем не менее выстраивание отношений действительно будет крайне непростым и сопровождаться взаимным недоверием», — рассказал эксперт.
По его словам, со стороны Израиля ключевое раздражение вызывают тесные контакты представителей Армении с палестинскими фракциями, включая наиболее радикальные: «Со стороны Еревана же есть недовольство тем, что Израиль поддерживает близкие отношения с Азербайджаном. И здесь сторонам придётся договариваться: контакты с третьими странами не должны влиять на развитие армяно-израильских отношений.
Если (будем надеяться) не будет новых вспышек и эскалаций — ни между Израилем и палестинскими радикалами, ни между Арменией и Азербайджаном, — это, конечно, откроет возможности для развития двусторонних связей. Но, повторюсь, этот процесс будет крайне сложным: шлейф взаимного недоверия неизбежно будет тянуться и мешать».
Сулейманов подчеркнул, что перспективы появятся прежде всего в условиях отсутствия крупных конфликтов, когда от стран не требуется немедленно становиться на чью-то сторону.
«В такой обстановке, без активных военных действий, в которые прямо или косвенно могли бы быть вовлечены Армения и Израиль, появляется шанс выстроить и политические, и экономические отношения — насколько бы трудным это ни было. Но на начальном этапе сторонам прежде всего необходимо будет завоевать доверие друг друга», — резюмировал востоковед.







