Европа ищет новые маршруты, Казахстан — новые решения Азербайджан в центре энергетической логистики
Продолжающаяся четвертый год российско-украинская война весьма негативно сказалась на проходящих через Россию транспортно-энергетических маршрутах, связывающих страны Центральной Азии с Европой. В частности, Казахстан уже не первый год сталкивается с многочисленными нарушениями стабильной работы нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Так, на днях в результате атаки украинских морских дронов было выведено из строя швартовое оборудование КТК в Новороссийском терминале. По данным агентства Reuters, в этой связи Казахстан планирует расширить транзит нефти через Азербайджан, направив по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) около 188 тысяч метрических тонн нефти в декабре, что на 30% больше, чем в минувшем месяце.
На фоне продолжающейся войны в Украине и усиливающегося санкционного давления стран Запада на российский энергетический сектор в последние годы ЕС стремится качественно изменить транзитные маршруты по поставкам углеводородного сырья. По мере снижения перевалки сырьевых грузов по Северному маршруту, кратно возрастала привлекательность транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана. Речь идет о действующем свыше четверти века энергетическом коридоре из Центральной Азии через Каспийское море и далее транзитом через нашу страну. В частности, деятельность международного транспортного маршрута Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), изначально нацеленного на перевалку углеводородного сырья, топлива и нефтепродуктов, пережила периоды подъема и спада, однако никогда не прерывалась полностью.
После энергетического кризиса 2015-2016 годов, приведшего к ощутимому обвалу цен на нефть, перевалка казахстанского сырья по маршруту TRACECA транзитом через Азербайджан и Грузию и далее в Европу утратила прежнюю рентабельность. В итоге нефтяной сектор Казахстана сосредоточился на транзитных операциях по проходящему через российскую территорию 1511-километровому трубопроводу КТК с пропускной способностью в 67 млн тонн сырья в год. О важности этого трубопровода свидетельствует тот факт, что по нему поставляется порядка 80% всей экспортной нефти с казахстанских месторождений, и в целом обеспечивается транспортировка свыше 1% мировой нефти. С началом горячей фазы конфликта в Украине, в период с марта по август 2022 года власти РФ неоднократно останавливали работу ветки КТК, затевая длительные ремонтные работы, в том числе на Новороссийском нефтяном терминале — конечной точке системы.

В последующие годы терминал неоднократно подвергался атакам беспилотников, наиболее серьезная из которых произошла 29 ноября текущего года: в результате атаки украинских морских дронов (безэкипажный катер) было выведено из строя выносное причальное устройство ВПУ-2, и терминал в Новороссийском порту приостановил работу. Впоследствии отгрузка нефти через терминал была возобновлена через еще одно выносное причальное устройства, что позволило продолжить экспорт, хотя и с меньшей пропускной способностью. Напомним, что третье ВПУ в настоящее время находится на плановом ремонте.
Здесь уместно напомнить, что в конце 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить объем транспортировки нефти по Транскаспийскому коридору. Так, в начале 2023 года АО НК «КазМунайГаз» и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) подписали соглашение, предусматривающее транспортировку свыше миллиона тонн казахстанской нефти через систему нефтепровода БТД. С апреля 2023 года добытая преимущественно на месторождении «Тенгиз» нефть — 1,392 млн тонн, а также сырье других добывающих компаний Казахстана, были перевалены танкерами через систему БТД, в 5,5 раза превысив соответствующие показатели 2022 года. Транзит казахстанской нефти посредством БТД в 2024 году составил 1,4 млн тонн, немножко не дотянув до планового показателя в 1,5 млн тонн. Согласно данным министерства энергетики Казахстана, план на 2025 год по поставкам в БТД был сохранен на уровне 2024 года — 1,5 млн тонн нефти.
«В целом, с 2023 года по трубопроводу БТД на мировой рынок было экспортировано 3,4 млн тонн казахстанской нефти, при этом к 2027 году этот объем планируется довести до 7 млн тонн в год, а следом возможно дальнейшее наращивание объемов на взаимовыгодных условиях», — заявил в октябре этого года в ходе состоявшегося в Баку 21-го заседания Совместной межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Казахстаном глава Минэнерго АР П. Шахбазов.
В свою очередь, Казахстан также высказывал намерение увеличить объемы транзита нефти по БТД, и, по словам вице-министра энергетики Казахстана Санжара Жаркешова, обсуждения по этому вопросу продолжаются с целью выстроить всю логистическую цепочку — от казахстанских месторождений до Баку, а затем до конечного пункта в Джейхане, а также рассматриваются аспекты ценообразования, в частности транзитные тарифы с азербайджанской стороны. Все эти намерения отражены в тексте протокола по итогам совместной МПК. «Маршрут через БТД имеет для Казахстана стратегическое значение, поскольку способствует диверсификации экспортных маршрутов и снижению зависимости от отдельных направлений поставок. Мы ожидаем ответной позиции со стороны Азербайджана, где также наблюдается высокий интерес, поэтому готовы работать над реализацией этого направления», — добавил вице-министр.
Однако, судя по складывающейся в Новороссийском порту достаточно непростой ситуации, в планы поэтапной диверсификации транзита казахстанской нефти будут внесены коррективы. В этой связи Министерство энергетики Казахстана в экстренном порядке активизировало план по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты.

Согласно опубликованным накануне данным агентства Reuters, в декабре Казахстан планирует увеличить объемы транзита нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан: согласно информации конфиденциальных источников, планируется увеличить поставки танкерами из каспийского порта Актау в систему БТД до порядка 188 тысяч метрических тонн нефти (47 тысяч баррелей в сутки) в декабре, что примерно на 30% больше, чем в минувшем ноябре. В том числе из общего объема поставок 170 тысяч тонн нефти поставит Tengizchevroil с месторождений «Тенгиз» и 18 тысяч тонн будет перевалено с месторождения «Кашаган».
Здесь уместно отметить, что зависимость Казахстана от российской трубопроводной системы КТК по-прежнему ощутимо велика: так, с начала 2025 года по 21 ноября по этой системе было отправлено на экспорт свыше 65,5 млн тонн казахстанской нефти, что более чем на 9 млн тонн больше соответствующего периода прошлого года. Очевидно, что перебросить такие объемы нефти на другие нефтепроводы, в направлении Китая или БТД, не представляется возможным. В то же время, в рамках политики диверсификации нефтяного экспорта Астана готова расширить сотрудничество с Баку по альтернативным вариантам: в прошлом году SOCAR и «КазМунайГаз» договорились продолжить обсуждения возможности транспортировки казахстанской нефти по незадействованному сегодня нефтепроводу Баку-Супса, с пропускной способностью в 5 млн тонн в год. Возможные объемы поставок казахстанской нефти оцениваются сторонами в пределах 3 млн тонн в год.
По словам министра энергетики Казахстана Ерлана Аккенова, использование трубопровода Баку-Супса обходится дороже поставок по российскому маршруту: «В этом случае нефть необходимо загружать в танкеры в порту Актау, разгружаться в порту в Баку, затем снова загружать в систему Баку-Супса, и мы будем ее получать на Черном море». То есть это двойная погрузка-разгрузка, отметил министр, и по экономическим показателям она обходится дороже для наших грузоотправителей, поэтому этот вопрос пока на стадии обсуждения.







