Феномен Мамдани – наступление демократов или палка о двух концах? Расклад Артема Кирпиченка
На днях кандидат от Демократической партии Зохран Мамдани был избран 111-м мэром Нью-Йорка, одержав победу над кандидатом от Республиканской партии Кертисом Сливой и бывшим губернатором штата Эндрю Куомо.
Демократ-социалист, 34-летний Мамдани набрал более 50% голосов, став первым мэром-мусульманином фактически второй столицы Соединенных Штатов и самым молодым главой города за последние сто лет. Его соперники сильно отстали от него – Куомо занял второе место, взяв чуть более 40% голосов, а за республиканского кандидата Кертиса Слива отдали свои голоса немногим более 7% избирателей. Действующий мэр Эрик Адамс, который баллотировался на второй срок как независимый кандидат, выбыл из предвыборной гонки еще в сентябре. Сторонники Зохрана Мамдани не скрывали своего ликования. После того как агентство Associated Press сообщило о радостной новости, празднование победы вылилось на улицы города.
Родившись в Уганде в семье индийцев, Мамдани в возрасте семи лет вместе с семьей переехал в Нью-Йорк и только в 2018 году получил гражданство США. Когда он начал свою предвыборную кампанию за пост мэра, то был малоизвестным членом законодательного собрания. Однако его программа, предусматривающая заморозку арендной платы за жилье, находящееся в государственной собственности, строительство более доступных квартир, повышение минимальной заработной платы до 30 долларов в час, отмену платы за проезд в городском транспорте, повышение налогов для самых богатых жителей города и многое другое, а также энергичные прогулки по Нью-Йорку нашли отклик у тысяч жителей города.
Благодаря небольшим пожертвованиям, десяткам тысяч волонтеров, грамотной активности в соцсетях и призывам к переменам кампания Мамдани набирала обороты всю весну, а кульминацией этого наступления стала решающая победа на июньских праймериз Демократической партии, где он обошел Эндрю Куомо с результатом почти в 13 баллов, ошеломив городской политический истеблишмент и сплотив вокруг себя молодежь, белых образованных либералов, мусульман и избирателей иммигрантского происхождения.

После своего поражения на предварительных выборах Куомо, ушедший в отставку с поста губернатора штата Нью-Йорк в 2021 году, после того как более десятка женщин обвинили его в сексуальных домогательствах (что он, кстати, отрицает), решил остаться в предвыборной гонке и начал независимую кампанию против Мамдани, стремясь вернуться в политику. Но опросы в течение лета и осени неизменно показывали, что последний уверенно опережает своих соперников.
На протяжении последних месяцев участники предвыборной гонки часто спорили о своих достижениях и идеях по улучшению жизни в Нью-Йорке. Мамдани обвинял Куомо в том, что тот зависит от богатых спонсоров и служит корпоративным интересам, а экс-губернатор в ответ называл его слишком неопытным для руководства мегаполисом. Предметом их дебатов становились и национальные, и глобальные проблемы, такие как преступность, работа полиции, доступность жилья, транспорт и Ближний Восток.
Стоит отметить, что Зохран Мамдани получил поддержку от демократических политиков – от Берни Сандерса, сенатора от штата Вермонт, и Александрии Окасио-Кортес, представителя штата Нью-Йорк, участвовавших в его предвыборных митингах. Среди поддержавших Мамдани других видных политиков стоит выделить члена Палаты представителей Джерри Надлера и генерального прокурора штата Нью-Йорк Летицию Джеймс. Помимо этого, Кэти Хокул, губернатор Нью-Йорка, объявила в сентябре, что поддерживает Мамдани, несмотря на то что ранее они расходились в политических взглядах. А менее чем за две недели до выборов ее примеру последовал и лидер меньшинства в Палате представителей США Хаким Джеффрис. Кроме того, имеется информация, что непубличную поддержку Мамдани оказывает и экс-президент Барак Обама.
Впрочем, у кандидата-мусульманина были и серьезные противники. На распространяемых оппонентами флаерах он изображался с более темной, густой и длинной бородой чем на самом деле, а ряд консерваторов называл его «джихадистским кандидатом в мэры». В октябре Мамдани осудил Куомо за то, что тот смеялся вместе с консервативным радиоведущим, который заявил, что Мамдани «ликовал бы», если бы произошло «еще одно 11 сентября», имея в виду террористические атаки исламских экстремистов на Нью-Йорк в 2001 году. Мамдани назвал этот обмен репликами «отвратительным» и «расистским». Против него выступили и некоторые демократы, например, сенаторы от Нью-Йорка Чак Шумер и Кирстен Джиллибранд.
В свою очередь, Куомо поддержали экс-президент Билл Клинтон, бывший мэр города Майкл Блумберг и миллиардер Илон Маск.
По мнению американских наблюдателей, успех Мамдани – это звено в общем электоральном наступлении американских демократов. Так, Мики Шеррилл одержала победу над соперником-республиканцем на губернаторских выборах в Нью-Джерси. Калифорния проголосовала за предложенные губернатором штата Гэвином Ньюсомом карты перераспределения избирательных округов, которые дадут Демократической партии пять новых мест в Конгрессе. Конгрессвумен Эбигейл Спанбергер стала первой женщиной – губернатором Вирджинии.

С другой стороны, успех Мамдани может стать для демократов палкой о двух концах. Как считают некоторые эксперты, в рядах Демократической партии существует запрос на перемены, которые не могут осуществить ее формальные лидеры, в частности, Чак Шумер, возглавляющий меньшинство демократов в Сенате, а также «старая партийная гвардия», приведшая в Белый дом Джо Байдена и несколько лет правившая Соединенными Штатами за его спиной.
И победа Мамдани стала торжеством левого партийного крыла, политической линии, продвигаемой Берни Сандерсом и Александрией Окасио-Кортес, что может привести к внутреннему расколу и конфликту в рядах демократов, чем не преминут воспользоваться республиканцы.
По словам старшего научного сотрудника отдела внутриполитических исследований ИСКРАН Павла Кошкина, «в данных условиях республиканцы не упустят возможности приравнять демократов к леворадикалам из «Антифа», которых президент США признал источником внутреннего терроризма. То есть, победа Мамдани мобилизует консерваторов, придаст им стимул и весомый аргумент по очернению оппонентов на выборах...»
«Внутри самой партии успех Мамдани может спровоцировать раскол между умеренными и крайне левыми, — отметил Кошкин. — Это тоже не совсем хорошо для демократов, тем более, на фоне очередного электорального сезона».
Павел Дубравский, глава агентства «Дубравский Консалтинг», тоже видит в успехе Мамдани способный ухудшить результаты Демократической партии на промежуточных выборах фактор: «Республиканцы и лично Трамп представят его как наглядный пример того, чего «хотят демократы»: «развалить» Америку и сделать из нее Нью-Йорк. Все-таки такие города, как Чикаго, Нью-Йорк или в целом штат Калифорния — это не то же самое, что классическая Америка. Они очень «синие» и очень продемократические, а их жители отличаются от среднестатистического американца». В свое время данная тактика очень помогла Дональду Трампу на президентских выборах 2024 года, и весьма возможно, что сейчас американский президент вновь с успехом разыграет карту «красной угрозы», столь близкой сердцу каждого американца.
Что касается самого новоизбранного мэра, то, как пишет газета The New York Times, «господин Мамдани не может решить проблему экономического неравенства, которая стала движущей силой его кампании, но может добиться прогресса. Он может построить больше жилья, расширить доступность детских садов и хороших школ, увеличить скорость движения автобусов и метро. Если он сможет построить более доступный город, где жители Нью-Йорка будут чувствовать себя в такой же безопасности, как и в начале 2010-х годов, а высокооплачиваемых рабочих мест будет достаточно, то сможет претендовать на звание одного из величайших мэров города».







