Франция становится членом клуба таких государств, как Афганистан и Иран Перевод Caliber.Az
На сайте турецкого агентства Anadolu опубликована статья Фарида Хафеза, посвящённая расизму и исламофобии во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Пятая республика продолжает проводить расистскую политику. После убийства Нахеля М., вызвавшего массовые протесты по всей Франции, запрет на ношение абайи ученицами государственных школ дополняется очередным постановлением министра образования, свидетельствующим о серьёзной расовой дискриминации в стране.
Запрет на абайи в школах
То, что началось с исключения 13-летней девочки в 1989 году, вылилось в многочисленные постановления, ограничивающие доступ мусульманок к образованию. Запрет на хиджаб 2004 года, согласно которому запрещалось носить одежду, считавшуюся слишком «показной», теперь превзойден. Недавно назначенный министр образования при президенте Эммануэле Макроне Габриэль Атталь использовал этот запрет для того, чтобы представить себя широкой аудитории. Во время первого громкого интервью в конце августа он объявил о запрете на ношение абайи. И Макрон полностью поддержал его, заявив, что будет добиваться соблюдения запрета «бескомпромиссно».
Профессор французских исследований в Виргинском университете (США) Ален Габон подверг критике тот факт, что запрет был введен именно тогда, когда «система государственных школ разрушается под воздействием многочисленных структурных проблем, включая невысокую заработную плату, потерю социального уважения и статуса учителей, все более тяжелые условия труда, высокий уровень эмоционального выгорания, тревоги и депрессии».
Иными словами, запрет оказывается полезным отвлекающим маневром, позволяющим переключить внимание с политических неудач, затрагивающих все французское общество, на убогость французского постколониального государства.
Аргументация французской политической элиты была, как обычно, идеологизированна. Премьер-министр Элизабет Борн и министр внутренних дел Жеральд Дарманен утверждали, что абайя является признаком прозелитизма.
Борьба за светскость и защита правил с опорой на идею отделения церкви от государства уже давно превратилась в постколониальный патернализм.
«С одной стороны, это еще раз демонстрирует позицию белых мужчин, спасающих смуглых женщин от смуглых мужчин, - так американский философ Гаятри Чакраворти охарактеризовал комплекс превосходства европейских колонизаторов. - С другой стороны, она демонстрирует продолжающееся оспаривание пространств, неэффективно регулируемых постколониальным режимом».
Банлье - бедные городские кварталы, где живут представители цветного населения и особенно мусульмане, - уже давно стали крайне политизированными, они представляются как культурное гетто светской республики, которое необходимо контролировать и где жизнь темнокожих находится на менее достойном уровне.
Расизм
С начала нового учебного года по всему миру распространились видеоролики, на которых видно, как сотрудники службы безопасности проверяют одежду каждой ученицы. Хотя абайя, как правило, представляет собой свободное платье во всю длину, определить, какая одежда соответствует критериям абайи, а какая нет, далеко не просто. Кроме того, она не является специфической религиозной одеждой. Франция становится членом клуба таких авторитарных режимов, как Афганистан и Иран, которые диктуют женщинам, что им можно носить, а что нет.
Несмотря на то, что всего несколько сотен девочек пришли в школу в абайи и были отправлены домой, правительство уже оформило эту форму одежды не только как религиозную, но и как политическую составляющую. Представитель правительства Оливье Веран дополнил аргумент о том, что абайя представляет религию, заявив, что это «политический символ».
В действительности же это еще один шаг к усилению полицейского контроля над «чужими» во Франции. Когда французское правительство объявило, что к концу этого года будет подготовлено 14 000 человек, занимающих руководящие должности в сфере образования, а к 2025 году - 300 000 человек, которые будут заниматься внедрением и мониторингом этого закона, оно еще больше ограничило возможности мусульманских женщин и укрепило авторитарность государства.
Критика запрета на ношение абайи
В то время как французские партии, начиная с консервативной «Республиканцы», заканчивая ультраправыми, как например, Эриком Земмуром, которые приветствуют новый шаг правительства, а левые, такие как «Непокорная Франция», практически не выступают против, некоторые международные деятели критикуют действия французского правительства. Председатель Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) Абрахам Купер заявил: «Франция продолжает использовать специфическую интерпретацию секуляризма для преследования и запугивания религиозных групп, особенно мусульман. Хотя ни одно правительство не должно использовать свои полномочия для навязывания населению определенной религии, ограничение исповедания религиозных убеждений отдельных лиц в целях продвижения секуляризма также достойно осуждения». USCIRF утверждает, что действия Франции прямо противоречат статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), которые гарантируют свободу вероисповедания каждому человеку, включая свободу демонстрировать свои религиозную принадлежность с помощью символов или одежды.
Хотя Франция изначально участвовала в разработке проекта ВДПЧ, голосовала за ее принятие почти 75 лет назад и является государством-участником МПГПП, Париж, похоже, отступил от этих политических ценностей.
Между тем юридические шаги могут оказаться наиболее перспективным вариантом противодействия запрету, учитывая исламофобские взгляды действующего политического руководства Франции. Запрет на ношение абайи уже был оспорен в Государственном совете мусульманскими правозащитными группами по различным юридическим основаниям. Интересно будет понаблюдать за тем, насколько глубоко исламофобское мировоззрение проникнет в судебную систему», - написал Фарид Хафез.
Перевод: Фарах Мамедли