Германия: есть ли альтернатива кризису? АДГ выгрызает рейтинг
В Германии продолжается рейтинговая борьба между ведущими партиями страны. Опросы, проводимые в последние месяцы, демонстрируют снижение популярности действующего канцлера Фридриха Мерца и одновременный ее рост у главной оппозиционной партии страны, право-популистской «Альтернативы для Германии» (АдГ).
Bild со ссылкой на результаты опроса института INSA, проведенного 5–6 февраля, пишет, что недовольство работой Мерца выразили 67% опрошенных. Отмечается, что это на 5% больше, чем в январе. Одобряют работу канцлера лишь 23% немцев. Между тем альянс ХДС/ХСС, к которой принадлежит Мерц, набрал в ходе опроса 25%. На этом фоне АдГ вновь вышла на единоличное первое место в рейтинге политических партий страны, набрав 26% голосов.
Если популярность Фридриха Мерца росла в первые месяцы после победы на выборах, то прошлой осенью ситуация стала меняться. И то, и другое вполне объяснимо. Сначала — кураж, эффектные заявления и шаги, которые, даже если и не популярны, то, по крайней мере, подкупают своей решительностью. Однако ввиду того, что эффект от этих шагов ожидается не сразу, а перемен хочется здесь и сейчас, в обществе нарастает критика.

Это, конечно, немного упрощенный сюжет. На практике происходит сложное смешение процессов, в их числе также и неустойчивая конструкция коалиционного правительства. Огромное значение в этом ряду факторов также имеет и популистская критика правительства со стороны АдГ – ведь там очень хорошо умеют пользоваться риторическими приемами. Риторика АдГ очень часто сфокусирована на неприятии немецкой помощи Украине. На фоне общего ухудшения экономического фона нарративы АдГ об украинцах, «объедающих» немцев, набирают популярность. «Евросоюз берет на себя долг в размере €90 млрд для поддержки Украины. Канцлер ФРГ Мерц перекладывает свою долговую политику на ЕС. В итоге немецким налогоплательщикам снова придется расплачиваться!», — написала лидер АдГ Алиса Вайдель на своей странице в соцсети X в декабре 2025 года, после принятия на саммите Евросоюза соответствующего решения о выдаче кредита Киеву.
Современные немцы поставлены перед трудным выбором: с одной стороны, они воспитаны в духе демократической солидарности, а с другой — очень любят считать каждый цент. Дискурс «альтернативщиков» умело играет на этом втором элементе немецкого характера, не забывая также бить по другому чувствительному нерву — порядочности и честности в делах. Так, АдГ не преминула воспользоваться коррупционным скандалом в Украине в свою пользу, предложив недавно создать под руководством МИД ФРГ «штаб» с участием министерств и Федеральной прокуратуры, который бы отслеживал всю помощь Украине, а также «раскрывал и преследовал коррупцию, отмывание денег, торговлю людьми, оружием и наркотиками».
Добавим ко всему этому и сильную шоу-составляющую каждого «выхода на сцену» лидеров АдГ, и на выходе получим медленный, но стабильный рост популярности. Резкие и эмоциональные речи «Альтернативы» кажутся глотком свежего воздуха на фоне долгих десятилетий гегемонии политкорректной культуры.
Мерц, возможно, потерял бы и больше процентов, если бы к нему не пришла помощь – причем оттуда, откуда не ждали. Президент США Дональд Трамп своим энергичным требованием отдать американцам Гренландию несколько поколебал позиции АдГ, создав разногласия внутри партии. Часть из ее членов поддерживает Трампа, другая – если и выступает против евроинтеграции, то, во всяком случае, видит в позиции Вашингтона по Гренландии общую угрозу суверенитету каждой европейской страны в отдельности. Этот раскол привел к странной ситуации, когда сопредседатель партии Тино Хрупалла в одном и том же интервью подверг критике как США, назвав их политику имперской, так и правительство ФРГ, отметив, что отправка немецких солдат в Гренландию ослабляет западный военный альянс и ставит его под сомнение.

Однако даже отсутствие внятной позиции по животрепещущему вопросу европейской внешней политики, хотя и не способствовало росту популярности АдГ, но и не привело к ее падению, и это, пожалуй, самый тревожный сигнал для правящей коалиции – усталость немецкого общества от старой парадигмы политической борьбы вокруг центристского стержня, похоже, доходит до критического уровня.
Вместе с тем необходимо понимать, что в Германии все еще достаточно сильны либеральные и социал-демократические традиции, чтобы партии вроде АдГ в ближайшем будущем могли завоевать симпатии абсолютного большинства немецкого общества. Да и в принципе однопартийное правительство – дело в ФРГ очень редкое. Однако эта партия уверенно идет к тому, чтобы в недалеком будущем получить больше голосов, чем все остальные, и сформировать коалиционное правительство… Правда, и тут возникают вопросы, так как трудно пока вообще представить себе силу, готовую на коалицию с АдГ. В любом случае с большой долей вероятности можно предположить, что это правительство, будь оно сформировано, будет еще более кризисным, чем все предыдущие.
Все это наталкивает на мысль о том, что кризис, по всей вероятности, станет знаковым феноменом ближайшего будущего Германии и, как следствие, всего европейского континента.







