«Героическое прошлое» и «победные страницы» хромого Сейрана А как же 11 000 дезертиров?
Вы посмотрите, кто подал голос… Не кто иной, как экс-министр обороны Армении Сейран Оганян, назвавший «безответственными и аморальными» мысли премьер-министра Никола Пашиняна о «нации-армии» и «нации-жертве». Речь тут идет о произнесенном 3 декабря Пашиняном в контексте преодоления его соотечественниками «формулы» отнесения себя к «нации-жертве» посредством перехода к ракурсу «нации-армии». Хотя, по словам главы армянского правительства, последний акцент является фактическим продолжением предыдущей «логики», т. к. при позиционировании армян «нацией-армией» происходит «генерация против себя других армий». Поэтому важнее взять на вооружение логику государства, действующего «только и только в интересах своей признанной территории, ради собственного экономического развития».
В общем-то, это внутренние «тёрки» наших географических соседей – пусть сами разбираются - они жертвы, армейцы или… Мы бы вообще проигнорировали данный пассаж Оганяна, не подчеркни он следом, что «своими заявлениями» Пашинян «обесценивает героическое прошлое, победные страницы истории Армении и ее народа». Вот спрашивается, ну не смешно? Какое «героическое прошлое армянского народа»? Какие «победные страницы истории Армении»? Или мы чего-то упустили? Разве не Оганян наблюдал за позорным бегством армянских оккупантов с исторических азербайджанских земель осенью 2020 года? Или он запамятовал об итогах однодневного антитеррористического мероприятия локального характера 2023 года? Быть может, этим самым «героическим прошлым армянского народа» он считает Ходжалинский геноцид, устроенный против безоружного азербайджанского населения? Или факт непредоставления Ереваном карт минных полей, оставленных после себя оккупантами? Либо «победной страницей» для него является обстрел мирных азербайджанских городов в 2020 г.? Хотя, не исключено, что в число «достижений военного искусства Армении» Оганян включает именуемые по его имени так называемые «непроходимые линии защиты», которые были возведены на оккупированных тогда территориях Азербайджана?. Но разве не их в дни Второй Карабахской войны одним махом снесла доблестная азербайджанская армия, ведомая Верховным Главнокомандующим, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым?
Перелистываем странички этих «неповторимых великих свершений героической армянской армии» и оказываемся в совсем уж интересном водовороте «нерушимых успехов Армении». Так, 28 октября 2020 года, то есть в дни Второй Карабахской войны, парламент Армении в ходе внеочередного заседания в окончательном чтении принял проект внесения изменений в Уголовный кодекс страны, предусматривавший ужесточение наказаний за определенные деяния в военное время. Что включало в себя уклонение от прохождения срочной военной службы, тренировочных сборов или мобилизации в военное время. Надо ли конкретизировать, что речь тут шла о массовом дезертирстве армянских военнослужащих? Почему массовом? Да потому что из-за одного-двух дезертиров, да даже нескольких десятков из их числа, вряд ли в разгар боевых действий соответствующими армянскими структурами были бы внесены изменения в Уголовный кодекс.
Подтверждение этому мы находим непосредственно в армянских источниках, согласно которым в октябре 2022 года глава Следственного комитета Армении Аргишти Кярамян представил данные об уголовных делах, «возбужденных относительно преступлений против порядка воинской службы в ВС страны и других правонарушений, связанных с военными действиями». Витиевато, конечно, звучит. И обтекаемо. Но вполне доступно для понимания того, что Кярамян в элегантной форме высказался о дезертирах, т. к. из его уст прозвучало об инициировании «около 1600 уголовных производств в отношении примерно 12 600 лиц», с констатацией о привлечении «в рамках указанных дел в качестве обвиняемых 883 гражданина, в том числе 78 офицеров (17 высокопоставленных)».
Тема «отказников-армейцев» была продолжена в апреле 2023 г. супругой премьер-министра Армении Анной Акопян, заявившей, что «во время 44-дневной войны число дезертиров с армянской стороны составило 11 тысяч человек - военных, добровольцев, офицеров». В июне того же года уже Пашинян на заседании комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны повторил цифры Кярамяна.
Очень интересно, как Оганян охарактеризует данные, фигурирующие в вышеприведенной информации? Тоже проявлением «героизма» или «самопожертвования» армянского народа? И разве не Оганян стремительно ретировался из города Шуша в ноябрьские дни 2020-го? И теперь Оганян, воочию столкнувшийся с блестяще проведенной операцией азербайджанских ВС по освобождению г. Шуша, уже вошедшей в учебники современной военной истории ряда зарубежных стран, не стесняется говорить о «победных страницах» армянской армии? Наверное, Оганяну просто-напросто легче жить, уговаривая, прежде всего, себя, а затем и весь армянский народ, поверить в «победные страницы» армии страны.
В свете чего хотелось бы привести прознесенное президентом Ильхамом Алиевым в октябре 2023 г. после поднятия Государственного флага Азербайджанской Республики в Ханкенди: «Мы создали настолько сильную армию, что сегодня Вооруженные силы Азербайджана могут с честью выполнить любую задачу, и мы доказали это на поле боя. Во время Отечественной войны мы всего за 44 дня заставили врага подписать акт о капитуляции. А последняя антитеррористическая операция, продолжавшаяся всего 23 часа, показала нашу силу - и вновь противник сдался, подняв белый флаг».
Может, Оганяном этот контекст представляется проявлением «победных страниц истории Армении и ее народа»?