Грузинская задача ЕС Статья Владимира Цхведиани
Евросоюз, судя по всему, приходит к осознанию того, что затянувшиеся попытки организовать революцию в Грузии начинают наносить ущерб уже его собственным интересам. Экономическая ситуация в ЕС на данный момент указывает на дефицит дополнительных каналов поставок энергоносителей и электроэнергии, а также на потребность в надёжных транзитных маршрутах со странами Азии. В этих условиях для Европы объективно возрастает роль Грузии как важной страны Среднего коридора.

Это признаётся в недавно опубликованном исследовании Генерального директората Европейской комиссии по вопросам расширения и политики Восточного соседства, посвящённом расширению Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). В рамках исследования большое значение придаётся глубоководному порту Анаклия. «Проект порта является крайне политизированным и в настоящее время реализуется под руководством China Communication Construction Company (CCCC). Однако в случае его реализации Анаклия сможет существенно расширить морские возможности Грузии и её роль в Среднем коридоре», — отмечается в документе.
Ещё недавно грузинская «проевропейская» оппозиция, критикуя правящую партию «Грузинская мечта», делала акцент на том, что порт Анаклия строит китайская компания, что якобы противоречит «европейским устремлениям Грузии». Однако в вышеупомянутом исследовании Еврокомиссии антикитайский контекст уже отсутствует. Более того, подчёркивается, что на маршруте из Китая в Европу Грузия играет одну из ключевых ролей.
В документе также говорится о проекте подводного энергетического кабеля по дну Чёрного моря. Напомним, что в декабре 2022 года Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия подписали соглашение о прокладке электрического кабеля по дну Чёрного моря для передачи в Европу «зелёной» электроэнергии из Азербайджана, а в перспективе — и из Центральной Азии.

С тех пор ситуация в энергетике стран ЕС заметно усугубилась. Цена электроэнергии на европейском рынке в последние годы в среднем держится в 2–3 раза выше, чем в США и Китае. Кроме того, всё чаще фиксируются резкие «скачки» стоимости электроэнергии. Это связано с ростом доли «зелёных» источников в энергетическом балансе ЕС при отсутствии достаточных объёмов поставок дешёвой электроэнергии из-за пределов союза. Достаточно на длительное время установиться неблагоприятным погодным условиям — пасмурной погоде, снижающей генерацию солнечных электростанций, или безветренной погоде, — как биржевые цены на электроэнергию резко возрастают. В итоге ЕС сегодня объективно заинтересован в скорейшей реализации проекта подводного энергокабеля по дну Чёрного моря, что и нашло отражение в исследовании Еврокомиссии.
«Важным стратегическим шагом в направлении интеграции энергетических рынков станет запланированный проект прокладки подводного энергокабеля между Грузией и Румынией», — указывается в документе.
Еврокомиссия уже присвоила проекту энергокабеля по дну Чёрного моря статус «проекта взаимного интереса».
Исследование, проведённое в 2025 году итальянской консалтинговой компанией CESI, подтвердило техническую и экономическую осуществимость проекта, а Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E) включила его в свою стратегию развития.

Совсем недавно, в рамках международной энергетической конференции Energy Week Black Sea 2026 в Бухаресте, компания «Государственные электросистемы Грузии» и румынский оператор Transelectrica подписали меморандум о двустороннем сотрудничестве в рамках проекта подводного кабеля через Чёрное море. Грузия и Румыния будут совместно проводить необходимые исследования, включая геотехнические и геофизические изыскания морского дна, а также финансовые, правовые, регуляторные, экологические и социальные исследования. Соглашение также предусматривает координацию институционального представительства проекта в профильных международных организациях.
Согласно исследованию Еврокомиссии, модернизация портов Батуми и Поти, а также строительство глубоководного порта Анаклия имеют стратегическое значение для обеспечения транспортировки и управления тяжёлым оборудованием, необходимым для реализации проекта подводного кабеля и проектов в сфере возобновляемой энергетики.
«В Румынии, Болгарии, Турции, Азербайджане, Грузии и Узбекистане реализуются масштабные проекты в области возобновляемой энергетики. Однако в краткосрочной перспективе диверсификация существующих поставок газа остаётся важной основой энергетической безопасности», — подчёркивается в документе.

При этом следует учитывать, что через Грузию по Южному газовому коридору в страны ЕС поступают имеющие всё большее значение поставки природного газа из Азербайджана. Их география внутри Евросоюза постоянно расширяется. В 2026 году начались поставки в Австрию и Германию.
В исследовании Еврокомиссии, посвящённом расширению Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T), перечислены и другие проекты в Грузии, реализацию которых рекомендуют Всемирный банк и Европейская комиссия. В их числе — объездная дорога Кутаиси, логистический центр в Кутаиси, логистический центр Кумиси, железнодорожная линия к глубоководному порту Анаклия и ряд других инфраструктурных инициатив.
Сохраняется надежда, что по этим проектам в ближайшее время со стороны ЕС будет оказано содействие правительству Грузии и между Тбилиси и Брюсселем возобновится конструктивный диалог. Тем более что, потратив значительное время и ресурсы на попытки организовать «революцию» в Грузии и не добившись успеха, Евросоюз начал заметно отставать от США в продвижении своих интересов в регионе Южного Кавказа.
На это уже указывают ведущие аналитические центры, в частности Carnegie Europe. Под заголовком «Европа отстаёт в гонке за союз на Южном Кавказе» организация недавно опубликовала развернутую статью, в которой затрагивается и грузинское направление.

В материале отмечается, что визит вице-президента США Джей Ди Вэнса в Армению и Азербайджан, а также «Маршрут Трампа» свидетельствуют об активных амбициях США в регионе и одновременно — об отсутствии у Европы чёткого стратегического видения. При этом подчёркивается, что, располагая значительно большими финансовыми ресурсами на Южном Кавказе, Европа так и не смогла предложить собственную альтернативу маршруту Трампа.
«Европа продолжает отставать», — констатируют авторы материала Carnegie Europe и предполагают, что для того, чтобы «наверстать упущенное», ЕС мог бы создать «Фонд пограничной инфраструктуры Южного Кавказа» для финансирования таможенных терминалов, сканеров, логистических хабов и цифровых пограничных систем.

«Более широкая стратегическая региональная концепция могла бы стать для ЕС способом перезапуска отношений с Грузией. В конце 2025 года еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос предложила формат четырёхстороннего транспортного сотрудничества с участием ЕС, Армении, Азербайджана и Турции. Это разумная инициатива, однако без Грузии карта региональной связанности остаётся неполной», — говорится в материале Carnegie Europe.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







