Грузия и ЕС: от «образцового кандидата» к суверенному игроку Статья Владимира Цхведиани
Отношения Грузии и ЕС продолжают ухудшаться. Но поскольку реальных рычагов воздействия на Грузию в экономической сфере у Европы немного, антигрузинские меры Брюсселя носят скорее «информационно-показательный» характер.
Европейская комиссия не пригласила Грузию на форум по расширению Европейского Союза, который состоится сегодня, 18 ноября, в Брюсселе. Об этом проинформировал секретарь Еврокомиссии по вопросам расширения, международного партнерства и Средиземноморья Гийом Мерсье. Он напомнил, что в недавнем отчёте Еврокомиссия отметила всё большее отдаление Грузии «от европейского курса» и замедление темпов реформ, необходимых для вступления в ЕС.

«В отчёте говорится, что есть отсталость в отношении реформ, необходимых для вступления в ЕС, и это беспрецедентно для страны-кандидата. За последние месяцы ситуация ухудшилась, и мы отмечаем откат в развитии демократии», — заявил Гийом Мерсье.
Ещё одной «мерой наказания» для Грузии со стороны ЕС может стать приостановка безвизового режима для грузинских граждан. Однако, учитывая сложность механизма приостановки безвиза, всё может вновь ограничиться владельцами дипломатических паспортов, хотя не исключено и возвращение визового режима с ЕС для всех граждан Грузии.
При этом напомним: грузинские граждане уже получали визы при поездках в ЕС в куда более сложные для экономики страны времена, и особой проблемой это не было. А в условиях рекордных темпов экономического роста в Грузии возвращение визового режима с ЕС лишь будет способствовать возвращению трудовых мигрантов домой, где у них сегодня куда больше возможностей найти достойную работу.
О том, что послы стран ЕС согласовали процедуру упрощения механизма приостановки либерализации визового режима, написал в соцсети X редактор Radio Free Europe/Radio Liberty Рикард Йозвяк. По его информации, дипломаты 12 ноября «дали зелёный свет», а само решение будет официально оформлено до конца месяца.
«26 ноября — церемония подписания в Европарламенте. Декабрь — вступление в силу», — отметил Йозвяк, подчеркнув, что, по его мнению, приостановка либерализации визового режима может в первую очередь отразиться на Грузии.

«В ближайшее время это может быть применено в отношении некоторых категорий владельцев грузинских паспортов», — считает Рикард Йозвяк.
Глава МИД Грузии Мака Бочоришвили расценивает возможное решение Брюсселя отменить безвиз для Грузии как прямое наказание грузинского народа за сделанный им демократический выбор. Она также возложила на ЕС ответственность за паузу в евроинтеграции страны. По её словам, Евросоюз сам приостановил коммуникацию после того, как легитимный парламент принял законы, которые не устраивают Брюссель.
Мака Бочоришвили подчеркнула, что евроинтеграция всё чаще используется как инструмент политического давления на Грузию: сначала это проявилось при обсуждении статуса кандидата, а теперь повторяется и в поствыборный период. Она добавила, что попытки влиять на внутренние процессы путём угроз или ограничений не соответствуют европейским ценностям.
То, что Евросоюз, выступая с ультиматумами по отношению к Грузии, сам утратил связь с собственными ценностями, считает и спикер парламента Шалва Папуашвили.

«Как мы, грузины, понимаем и разделяем, европейская ценность — это диалог, а не конфронтация, разговор, а не директивы, осознание интересов других, а не навязывание указаний. К сожалению, сегодня Брюссель отходит от этих ценностей, и результатом этого является именно тот конфронтационный тон, атаки и риторика, которые мы слышим в адрес грузинского народа», — заявил спикер.
Папуашвили также считает, что Евросоюз всё чаще увлекается ролью лжеморалиста и вмешивается в дела других стран там, где это неуместно. По его словам, это подтверждается и тем, что госсекретарь США Марко Рубио публично напомнил Брюсселю о необходимости воздерживаться от поучительного тона в адрес других государств.
Напомним, что у госсекретаря США Марко Рубио и глав МИД стран ЕС возникли разногласия относительно действий Вашингтона против наркокартелей в Латинской Америке. По информации агентства Reuters, обеспокоенность выразил глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро, заявив, что удары США по наркокартелям «нарушают международное право». Интересно, сколько раз сама Франция нарушала международное право, направляя свои войска в африканские государства?
Кроме того, верховный комиссар ЕС по иностранным делам Кая Каллас заявила Reuters, что подобные удары «могут быть оправданы только самообороной или резолюцией Совета Безопасности ООН».

Однако Марко Рубио подчеркнул, что ЕС не имеет права определять, каким образом США должны защищать себя от угроз национальной безопасности.
Упомянутые Шалвой Папуашвили разногласия между госсекретарем США и руководителями европейских МИДов по вопросу права Вашингтона использовать все доступные методы — в том числе военные — для борьбы с наркокартелями, уничтожающими людей наркотиками, весьма показательны. Евросоюз сегодня, по сути, превратился в эпицентр тотального насаждения по всему миру либеральной «повестки», не имеющей ничего общего с ценностями традиционной христианской Европы. В этот набор входят так называемые «права» (фактически привилегии) ЛГБТ, неконтролируемая миграция и масштабная наркотизация общества.
По вышеупомянутым «пунктам повестки» ранее с ЕС была полностью солидарна администрация Джо Байдена. Но сегодня между властями Евросоюза и консервативной республиканской администрацией Дональда Трампа прослеживаются явные противоречия. На этом фоне отстаивающая традиционные ценности Грузия подвергается нападкам со стороны Брюсселя, но не Вашингтона.
То, что Грузия демонстрирует своё «неповиновение» ЕС, становится уже фактором мировой геополитики. Это ставит под сомнение претензии Брюсселя на роль «мирового геополитического полюса» наравне с США. Тем более что, в отличие от Вашингтона, обладающего реальной военной и экономической мощью, Евросоюз пытается реализовать своё влияние главным образом через эксплуатацию «обещаний членства», требуя от стран-кандидатов в обмен на эти обещания и бесконечные разговоры о «евроинтеграции» фактической сдачи части национального суверенитета брюссельской бюрократии.
К таким же пустым «разговорам о европейских перспективах» относится и Форум по вопросам расширения ЕС, который состоится сегодня, 18 ноября, и на который Грузию показательно не пригласили. Форум соберёт высокопоставленных представителей государств-членов, стран-кандидатов и институтов Евросоюза, а также влиятельных представителей гражданского общества для обсуждения расширения ЕС как «общего политического и общественного проекта».
А много ли потеряет Грузия от того, что её перестали «хвалить» в Европе и приглашать на очередные «европейские посиделки» — на форумы, которые не дают ровным счётом ничего, кроме призрачных обещаний о возможном вступлении в ЕС «когда-нибудь в будущем»? Особенно если сравнить это с той ценой, которую стране пришлось бы заплатить за подобные «похвалы» и «разговоры о европейской перспективе».

Перед глазами — пример Украины, которая почти четыре года ведёт войну за «европейский выбор», потеряв сотни тысяч жизней и не приблизившись к членству в ЕС. Причём даже пресловутый «безвизовый режим» Украины с ЕС на практике оказался весьма ограниченным: из воюющей страны запрещён выезд военнообязанным мужчинам. И уже очевидно, что такая мера украинских властей была не в последнюю очередь результатом европейской инициативы.
Как только украинское правительство разрешило свободный выезд мужчин 18–22 лет, в Германии официальные лица публично выразили недовольство. Премьер-министр немецкой земли Бавария Маркус Зёдер призвал ввести ограничения на въезд украинских мужчин в Германию, а канцлер Фридрих Мерц обратился к Владимиру Зеленскому с просьбой воспрепятствовать массовому приезду молодых украинцев.
«Во время длительного телефонного разговора я попросил президента Украины обеспечить, чтобы молодые мужчины, в частности из Украины, не приезжали в Германию в большом количестве — во всё большем количестве, — а служили своей стране. Они там нужны», — заявил Фридрих Мерц.
Поэтому становится понятно, почему, комментируя антигрузинские демарши Брюсселя, депутат парламента и вице-спикер Тея Цулукиани заявила, что грузинское общество никогда не примет модель, при которой европейские структуры хвалят Грузию за участие в чужих войнах ценой человеческих жизней.

По её словам, от Грузии ожидали открытия второго фронта против России — для перераспределения российских военных ресурсов и защиты стран Балтии. И за это, по логике отдельных европейских политиков, Тбилиси мог бы быть «вознаграждён». Однако, подчёркивает Тея Цулукиани, высший национальный интерес — это жизнь грузинских граждан, и именно поэтому правящая команда сознательно отказалась от сценария, который ставил бы страну под угрозу войны.
Она отметила, что Бидзина Иванишвили выдержал мощнейшее внешнее давление и не позволил поставить личные интересы выше интересов Грузии, несмотря на удары по его семье и попытки принудить страну к опасной эскалации.
«Не знаю ни одного грузина, который хотел бы, чтобы нас хвалили в Брюсселе за то, что грузинские парни гибнут, воюя вместо Европы. У нас просто нет столько крови», — заявила Тея Цулукиани.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







