twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Грузия закрыла протестное окно: улица больше не диктует условия Статья Владимира Цхведиани

15 Декабря 2025 10:34

10 декабря 2025 года парламент Грузии принял поправки к закону «О собраниях и демонстрациях», существенно ужесточающие порядок проведения политических акций. Эти изменения позволяют властям на законных основаниях в зародыше противодействовать попыткам свержения конституционного строя с использованием «майданных» сценариев, подобных тем, которые в последнее время предпринимались прозападной оппозицией.

Согласно поправкам, организаторы обязаны уведомлять МВД не менее чем за пять дней до проведения акции, если она планируется в местах массового скопления людей. Перекрытие транспортных путей и тротуаров будет считаться законным только при наличии достаточного числа участников.

После получения уведомления МВД вправе предложить организаторам изменить место или маршрут проведения акции, если её проведение создаёт угрозу общественному порядку, нормальной работе государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, функционированию транспорта, а также беспрепятственному передвижению людей либо правам и свободам человека. В случае отказа организаторов согласиться с предложенными условиями и продолжения мероприятия с ограничением прав и свобод других граждан, участникам может быть назначен административный арест сроком до 15 суток, а организатору до 20 суток. За повторное нарушение предусмотрена уголовная ответственность вплоть до одного года лишения свободы.

Можно не сомневаться, что если бы эти поправки были приняты год назад, оппозиция и её западные покровители отреагировали бы значительно более жёстко. В разгар прошлогодних протестов добиться исполнения подобных ограничений на проведение массовых акций было практически невозможно. На сегодняшний день, помимо ожидаемых обвинений оппозиции в «построении диктатуры», заметной реакции на очевидные препятствия для организации протестов не последовало. Попыток проводить масштабные акции демонстративно «вопреки» новому законодательству также не наблюдается.

Протестная активность прозападной оппозиции фактически выдохлась сама по себе. Даже активные противники партии «Грузинская мечта» устали и разочаровались в уличных методах борьбы с действующей властью. И хотя представители оппозиции по-прежнему заявляют о намерении продолжать акции протеста в «новом формате» вплоть до собраний в подземных переходах, очевидно, что подобные действия уже не представляют серьёзной угрозы для конституционного строя, если, разумеется, не произойдут откровенные провокации или теракты.

Более того, лидеры оппозиции фактически сами искали повод, чтобы свернуть уличную активность. С каждым разом выводить людей на акции становилось всё сложнее: число участников сокращалось, а зарубежные спонсоры всё настойчивее требовали «отчётов с деталями» и фотографий проспекта Руставели, заполненного протестующими. Это было необходимо для подтверждения заявлений западных политиков о якобы «непрекращающемся возмущении грузинского народа пророссийской» властью».

Действительно, 7 декабря 2025 года проспект Руставели в центре Тбилиси на некоторое время оказался заполнен участниками акции протеста. Однако это была вовсе не акция прозападной оппозиции. На этот раз партия «Грузинская мечта» подверглась критике «справа» со стороны непримиримых противников сторонников так называемых «европейских ценностей». Организатором мероприятия выступила партия «Консервативное движение», которую сама прозападная оппозиция называет «пророссийской». При этом акция была направлена против также якобы пророссийской партии «Грузинская мечта», а точнее против подписанного правительством Грузии и компанией Eagle Hills инвестиционного соглашения на сумму 6,6 миллиардов долларов.

Участники акции выступали против реализации проектов компании Eagle Hills из ОАЭ, в частности строительства жилых и инфраструктурных объектов в районе Гонио (Аджария), а также в Тбилиси. В ходе мероприятия звучали слабо связанные с реальностью обвинения в том, что власти якобы намерены «заселить Грузию арабами». Параллельно активизировалась тюркофобская и исламофобская риторика, распространяемая провокаторами, в том числе Николозом Мжаванадзе, выступившим с очередным видеороликом против сотрудничества Грузии с Турцией и Азербайджаном.

Правительство партии «Грузинская мечта» вряд ли поддастся давлению «справа» и станет поощрять исламофобские или «арабофобские» настроения. Подобная линия неизбежно ударила бы по имиджу страны в глазах иностранных инвесторов, осложнила бы развитие отношений с мусульманскими государствами и повлекла бы за собой серьёзные финансовые потери.

Показателен опыт отказа от реализации проекта Намахвани ГЭС, произошедшего под давлением организаторов уличных протестов. В результате правительство Грузии проиграло арбитраж и было вынуждено выплатить турецкой компании Enka компенсацию в размере 383,2 миллиона долларов, что обернулось для страны значительными убытками.

Если аналогичный сценарий повторится в случае с инвесторами из ОАЭ, последствия могут оказаться ещё более чувствительными для грузинской экономики. При этом пропаганда «угрозы заселения Грузии арабами», звучавшая на акции «Консервативного движения», выглядит откровенно нелепо: массовое переселение населения из более обеспеченных стран в менее развитые, как правило, не происходит — тем более с учётом того, что уровень жизни в ОАЭ заметно выше, чем в Грузии.

Несколько сотен состоятельных иностранцев, приобретающих дорогостоящую недвижимость и приезжающих в страну в лучшем случае на несколько недель в году, не способны повлиять на демографическую ситуацию среди коренного населения. Напротив, приток инвестиций и развитие инфраструктуры могут создать условия для возвращения части трудовых мигрантов и, тем самым, способствовать улучшению демографических показателей.

Тем не менее, резонанс от акции «Консервативного движения» правящая партия сумела использовать. Поправки к закону «О собраниях и демонстрациях» были приняты парламентом вскоре после «антиарабского» митинга. Тем самым «Грузинская мечта» дала понять, что власти не намерены поддаваться давлению улицы — независимо от того, исходит ли оно от сторонников европейского выбора или от оппозиции «справа».

Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 241

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading