Холодная война в сердце Кавказа: ЕС vs Грузия Аналитика Цхведиани
Геополитический разворот Грузии от ЕС и Запада 28 ноября 2024 г. подошёл к своей кульминационной точке. Единая Европа и Грузия в один день объявили друг другу «холодную войну». С одной стороны, Европарламент принял резолюцию о фактическом непризнании легитимности парламентских выборов в Грузии, и как следствие «нелегитимности» нынешней грузинской власти. Со своей стороны, Грузия замораживает свое движение к членству в ЕС. Пока до 2028 г., но учитывая то, что никто не знает, что и с Грузией, и с ЕС будет к тому времени - то возможно и навсегда. Также в ночь с 28 на 29 ноября в центре Тбилиси на проспекте Руставели состоялась «локальная битва» этой войны, в ходе которой силы правопорядка подавили в зародыше очередную попытку уходящего президента, французской гражданки Саломе Зурабишвили и проевропейской оппозиции организовать «майдан».
28 ноября премьер-министр Ираклий Кобахидзе и его правительство были утверждены новоизбранным парламентом, и в тот же день Европарламент принял резолюцию с призывом провести в Грузии новые парламентские выборы, ввести санкции против руководителей партии «Грузинская мечта», а также отменить для граждан Грузии безвизовый режим с ЕС. Документ носит рекомендательный характер и представляет собой политическое заявление, но влияет на принимаемые руководящими органами ЕС и правительствами европейских стран решения. Сразу после этого Ираклий Кобахидзе сделал заявление о том, что власти Грузии приняли решение до 2028 года снять с повестки дня открытие переговоров о вступлении страны в Евросоюз и отказаться от получения европейских грантов для правительства.
После «антиевропейского» заявления премьер-министра президент Саломе Зурабишвили, чьи полномочия истекают 16 декабря нынешнего года, провела совещание с послами западных стран и лидерами оппозиции. Вечером 28 ноября последовал призыв оппозиционных лидеров и Саломе Зурабишвили к сторонникам «европейского выбора» выйти на протесты. Зурабишвили обвинила власти Грузии в «конституционном перевороте», а себя — «единственным легитимным представителем власти в Грузии». Однако и на этот раз полиция и силы правопорядка сработали четко и оперативно, нейтрализовав провокаторов и сметя баррикады, которые протестующие попытались начать возводить на проспекте Руставели.
Происходящее в Грузии, несомненно, связано с достаточно сложным для ЕС периодом (показателем чего стало произошедшее тоже 28 ноября падение курса евро относительно доллара) и одновременно со сложнейшей для России ситуацией, едва ли не самой критической за всю ее историю. В настоящее время России действительно союзники и дружественные страны «нужны как воздух». Причем такие друзья и союзники, которые не потребуют отвлечения ограниченных военных ресурсов РФ, подобно той же Сирии. Символично, что сирийский президент Башар Асад, армия которого терпит катастрофическое поражение от сирийских оппозиционных сил в районе Алеппо, в тот же день, 28 ноября, срочно вылетел в Москву просить об экстренной помощи. По иронии истории, за свою прошлую военную помощь в Кремле попросили у Асада признать т.н. «независимость» сепаратистских Абхазии и т.н. «Южной Осетии», что сирийское руководство послушно сделало в 2018 г. Однако с тех времён геополитическая ситуация для России сильно поменялась и не в лучшую сторону. Выстраиваемый годами Москвой «новый постсоветский порядок» с пренебрежением к территориальной целостности соседних стран показывает свою неэффективность. «Игры в империю» с якобы «союзными» сепаратистскими квазигосударствами, созданными на чужой территории, привели к тому, что одно из них, Абхазия, несмотря на то, что полностью находится на обеспечении РФ, взбунтовалось и свергло марионеточного «президента». И это происходит в условиях тяжелейшей для России войны, когда на ее международно-признанную территорию в Курской области зашли украинские войска, а крупнейший порт на Черном море Новороссийск в любой момент может стать мишенью для ударов ракет и дронов. Т.е. Россия сегодня находится в критическом положении. Приход к власти в Грузии прозападной оппозиции почти гарантированно означал бы для РФ открытие второго фронта, что может обернуться катастрофой для Грузии.
Поэтому то, что «Грузинская мечта» сумела победить на выборах и, несмотря на беспрецедентное давление, отказывается «сдаться» на милость Запада и прозападной оппозиции, и создаёт для России, по сути, первое «окно геополитических и логистических возможностей» с начала украинской войны. Для того чтобы им воспользоваться, нужно действительно установить с Грузией дружественные добрососедские отношения, а это подразумевает начало возвращения оккупированных территорий. В итоге грузинские беженцы имеют шанс вернуться в родные дома даже раньше, чем они ещё недавно мечтали.
Удар по Грузии и нынешней грузинской власти со стороны, по факту, становящегося на глазах враждебным Запада в условиях грузинского «геополитического разворота» может прийти оттуда, откуда ещё никто не ожидал. На Западе начали откровенно восторгаться и восхищаться абхазскими сепаратистами и сухумским «майданом», противопоставляя их «свободолюбию», якобы, «ведущие страну в российское рабство» власти Грузии. Прозападный грузинский блогер Тенгиз Аблотиа недавно даже написал, что «лично для меня с сегодняшнего дня Абхазия сама по себе». Также Аблотиа считает, что «Грузия не заслужила даже того, что имеет». Такое заявление вообще-то странно для человека, являющегося беженцем из Абхазии. Но нужно учесть, кто является его «работодателем», а это «Эхо Кавказа», проект финансируемого США «Радио Свобода».
Запад стремительно меняет свои приоритеты и «любимчиков» на Южном Кавказе. На днях президент Польши Анджей Дуда у азербайджанского села Кярки, до сих пор оккупированного Арменией, демонстративно участвовал в антиазербайджанской пропагандистской акции ЕС и Еревана. Армения обсуждает безвизовый режим с ЕС, которого Европарламент грозит лишить Грузию. И все это несмотря на то, что формально Армения пока не вышла ни из ОДКБ, ни из ЕАЭС и продолжает оставаться как бы «союзной» России. Получается, что Армения смогла очень выгодно продать на Западе свой «разворот от России». Одновременно оставаясь полноправным членом всех интеграционных проектов России и зарабатывая огромные деньги на обходе наложенных тем же Западом на РФ санкций (в частности, на реэкспорте золота и алмазов). Евросоюз, при этом, совершенно не возражает против сотрудничества Армении с другим «изгоем» – Ираном. Что тогда помешает тому же Западу поддержать абхазских сепаратистов? Тем более, что в сепаратистской Абхазии в «майданных» событиях ключевую роль играли вольготно там чувствующие себя прозападные НПО. К тому же ещё большими, чем сами абхазы, сепаратистами, категорически противящимися возвращению грузинских беженцев, являются сегодня абхазские армяне.
В итоге геополитическая ситуация на Южном Кавказе свернулась в такой «клубок», который трудно распутать. Разворот Армении от России к Западу (направленный при этом не столько против России, сколько против Турции и Азербайджана) при одновременном «разрыве» Грузии с Западом сам по себе создает «изолированные анклавы нестабильности». Ведь Ереван продолжает вооружаться, рассчитывая на помощь Запада, но на «коридор» через Грузию уже по определению рассчитывать не сможет.
Запад же «просто так» отпускать Грузию не намерен, к тому же вопрос восстановления территориальной целостности Грузии, нарушенной РФ, пока не решен. Почти неизбежно вмешательство в этот процесс Запада – что видно по «майдану» в сепаратистском Сухуми. Всё это усложняет налаживание российско-грузинских отношений, как бы ни были объективно нужны друг другу две страны на нынешнем историческом этапе. В таких условиях для правительства Грузии вопросом выживания и сохранения государственного суверенитета становится стратегическое сотрудничество с Азербайджаном и Турцией, которые, как известно, полностью признают территориальную целостность Грузии.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az