IHR: Волна арестов в Иране накрыла адвокатов Кто спасет 44 правоведов?/Перевод Caliber.Az
На сайте международной неправительственной организации по правам человека в Иране Iran Human Rights (IHR) опубликована статья, посвящённая адвокатам, подвергающимся преследованию со стороны клерикального режима. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
Услуги адвокатов, назначенных судом
В то время как иранский режим продолжает приговаривать участников протестов к казни, их адвокатов подвергают тюремному заключению. Согласно исследованию Центра по правам человека в Иране (CHRI), с сентября 2022 года было арестовано 44 юриста с целью лишить их возможности добиваться правосудия для задержанных активистов и уличных демонстрантов.
Между тем, арестованных по-прежнему заставляют пользоваться услугами адвокатов из списка, утвержденного главой судебной власти Голямом Хоссейном Мохсени-Эджеи - известным нарушителем прав человека. В этот список входят только те правоведы, которые либо сотрудничают с органами государственной безопасности, либо не обладают необходимыми ресурсами для защиты своих клиентов.
«Процесса надлежащей правовой защиты в соответствии с международно признанными стандартами не существует в ИРИ на протяжении десятилетий, - сказал директор CHRI Хади Гаеми. - Тем не менее, в стране все еще есть адвокаты, которые пытаются добиться любой формы защиты для клиентов, и именно поэтому режим подвергает их преследованию.
Иранские власти пытаются подавить инакомыслие со всех сторон, убивая при этом протестующих, лишая обвиняемых права на справедливый суд. Адвокаты являются спасательным кругом и голосом для активистов, поэтому режим пытается устранить юристов, которые всё еще могут и хотят заниматься этим делом».
CHRI призывает адвокатские коллегии по всему миру обратить внимание на отдельные случаи задержания адвокатов и осудить их преследование в ИРИ. По данным центра, уже четыре молодых человека были повешены в результате закрытых судебных процессов. Еще 20 человек находятся в камере смертников, и по меньшей мере 42 человека обвиняются в совершении преступлений, которые могут повлечь за собой смертную казнь.
Независимым адвокатам запрещено защищать протестующих
«В Иране существует несколько типов адвокатов, - объяснил один из правоведов, беседовавший с CHRI на условиях анонимности по соображениям безопасности. - Во-первых, есть независимые адвокаты, которые берутся за дела заключенных и выступают в СМИ, чтобы заручиться общественной поддержкой, отказываясь при этом сотрудничать с органами безопасности.
Второй тип — это общественные защитники, представляющие интересы людей. Некоторые из них выполняют свою работу добросовестно, а некоторые нет. Есть третья группа так называемых «адвокатов на связи», которые одобрены судебными органами, а есть и такие, которые тесно сотрудничают с представителями органов безопасности».
Справедливый суд невозможен без участия независимого адвоката. Но в Иране государственные защитники либо не имеют опыта в защите прав человека (особенно в делах такого масштаба), либо сами находятся в сговоре с иранскими органами безопасности, а назначенные государством юристы, занимающиеся так называемыми делами «национальной безопасности», неизменно выполняют поручения режима.
Старший член Коллегии адвокатов Ирана Мехди Давудзаде заявил в интервью 2 января, что заключенным, обвиняемым в участии в протестах, назначаются адвокаты, связанные с военизированными формированиями «Басидж» Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
«Предварительно утвержденные правоведы обычно являются выходцами из религиозных семей, верных Исламской Республике, - пояснил адвокат в Иране, с которым CHRI побеседовал анонимно. - Они находятся под пристальным контролем органов безопасности и рекомендованы семьям заключенных, которым судьи Аболкасем Салавати и Асеф аль-Хоссейни выносят приговоры.
Верховный лидер лично отправился в казармы «Басидж», чтобы выразить свое почтение ополченцам и поблагодарить их, ведь правящий режим обязан им своим существованием».
CHRI подчеркивает, что даже в тех случаях, когда назначенный судом адвокат пытается добиться справедливости, то у него все равно не хватает времени – ему дается несколько часов или даже минут на изучение обширных материалов дела (или вообще отказывают в доступе к ним), и таким образом лишают возможности подготовиться к защите вовремя. Например, революционный суд, приговоривший 22-летнего Мохаммада Мехди Карами к смертной казни, сделал это всего за одну неделю, а весь судебный процесс, с момента его ареста до повешения 7 января 2023 года, занял два месяца.
12 декабря 2022 года отец Карами сказал в интервью: «Я звонил адвокату, назначенному судебной властью, но он не ответил. Мне даже не дали адрес его офиса». Журналист Мехди Бейк, сделавший репортаж с родителями Карами, был позже арестован за выполнение своей работы.
Адвокат по правам человека Мохаммад Хоссейн Агаси написал в Твиттере, что семья Карами попросила его взяться за это дело, но суд отказал ему в этой просьбе.
Али Шарифзаде Ардакани - другой адвокат, которому было отказано в представлении интересов 39-летнего заключенного Сейеда Мохаммада Хосейни, был привлечен к ответственности за заявления о том, что его подзащитный подвергался пыткам в государственной тюрьме.
Отказ в надлежащей правовой процедуре по закону и на практике
Примечание к статье 48 УПК Ирана, которое позволяет судам заставлять обвиняемых пользоваться услугами назначенных адвокатов, является вопиющим нарушением надлежащей правовой процедуры и международного права.
Конституция Ирана не устанавливает никаких ограничений или условий в отношении права на адвоката. Статья 35 гласит: «Обе стороны в судебном процессе имеют право выбирать адвоката», а согласно статье 48 УПК, лица имеют право увидеться с адвокатом сразу после ареста.
Однако в примечании к статье 48, которая была узаконена в 2015 году говорится: «В случае преступлений против внутренней или внешней безопасности стороны обязаны выбрать себе адвоката из списка, утвержденного главой судебной власти».
7 января 2023 года режим казнил двух мужчин, которые были арестованы в связи с протестами и обвинены в убийстве члена «Басидж». Повешенные участники протестов Мохаммад Мехди Карами и Сейед Мохаммад Хосейни были подвергнуты жестоким допросам, в ходе которых их заставили оговорить себя. Как и двум другим протестующим, казнённым в декабре, им также было отказано в публичном суде, адвокатах по собственному выбору и достаточном времени для подготовки надлежащей защиты.
«Эти люди не были казнены после судебного процесса - их подвергли самосуду», - сказал Гаеми.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека недавно выступило с заявлением, в котором говорилось: «Уголовное судопроизводство и смертная казнь используются иранским правительством для наказания лиц, участвующих в протестах, и внушения страха. Это равносильно санкционированному убийству».
24 ноября 2022 года специальный докладчик ООН Джаваид Рехман подверг резкой критике судебный процесс в Иране, в частности «несправедливые судебные процессы, проводимые за закрытыми дверями».
«На протяжении десятилетий иранские суды использовались для вынесения приговоров политическим активистам, журналистам, адвокатам и правозащитникам на основании принудительных признаний, полученных с помощью пыток и других форм жестокого обращения», - добавил он.
Бывший адвокат по правам человека Насрин Сотуде назвала последние казни «грубым нарушением» закона.
«Мне очень жаль, что у нас такие некомпетентные лидеры, которые убивают (людей), чтобы мстить народу», - сказала Сотуде 8 января.
Адвокаты были арестованы с сентября 2022 года, когда по всей стране вспыхнули крупные антиправительственные протесты. С тех пор, согласно государственным данным, было задержано по меньшей мере 29 400 человек и убито 519 участников, включая 70 детей.
Перевод: Фарах Мамедли