Москва берет Ереван на короткий поводок «Свободное плавание» подходит к концу?
На фоне значительно охладевших армяно-российских отношений участие Армении в саммите НАТО в Вашингтоне стало очередным поводом для резкой критики Москвы в адрес Еревана. Напомним, в Вашингтоне состоялся трехдневный саммит, посвященный 75-летию НАТО, в котором принял участие и глава армянского МИД Арарат Мирзоян.
Так, заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин заявлениями о том, что «углубляя сотрудничество с теми, чья цель — стратегическое поражение России, Армения рискует серьезно дестабилизировать обстановку на Южном Кавказе, в том числе в ущерб собственной безопасности». То есть Москва предупредила в который уже раз Ереван, что заигрывания с Западом могут иметь не лучшие последствия в первую очередь для самой Армении. К слову, на следующей неделе (15 – 24 июля) в Армении запланированы армяно-американские военные учения «Eagle Partner 2024», что, скорее всего, не останется за скобками внимания российской стороны. Тем более, что у Москвы на этот счет имеются веские основания. Напомним, Армения демонстративно отказывается проводить на своей территории учения ОДКБ «Нерушимое братство-2023», да и в целом, заморозила свое участие в этом военно-политическом блоке. В этой связи уместны высказывания Михаила Галузина о том, «Армения остается членом ОДКБ, выступает участником многочисленных двусторонних договоренностей в военной и военно-технической областях. Однако вместо конструктивного подхода к обсуждению имеющихся у Еревана озабоченностей там, к сожалению, выбрали иной путь». Из заявлений Галузина следует, что двойственная политика Армении неприемлема для России. Москва, также как и Запад, хочет четкой определенности в вопросе внешнеполитической ориентации Еревана.
Предельно ясно озвучивал в своем выступлении это и заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук на форуме «Примаковские чтения» в Москве в конце прошлого месяца.
«Знающие специалисты и политики в Армении понимают возможные издержки от подобных неосмотрительных шагов - о нереалистичности попыток «усидеть на двух стульях»», - отмечал Оверчук, акцентируя внимание на евроустремлениях Еревана в привязке к его обязательствам в ЕАЭС. Москва напомнила Еревану о том, что у нее имеются экономические инструменты давления, которыми она может воспользоваться в случае необходимости.
Параллельно российская сторона периодически напоминает Еревану о том, что смена внешнеполитического курса грозит Армении украинским сценарием. То есть Москва таким способом поясняет Еревану, что гарантии безопасности Армении может обеспечить лишь Россия, а не Запад. Очевидно, что Россия не намерена отпускать Ереван в «свободное плавание» и, скорее всего, продолжит политику «мягкой силы».
Важно также отметить, что веским аргументом для недовольства России политикой Армении является накачивание Еревана западным вооружением, что, усугубляет напряженность на Южном Кавказе и провоцирует гонку вооружений в регионе.
Позиции Москвы и Баку в этом вопросе совпадают. Официальный Баку регулярно поднимает этот вопрос на различных международных платформах, заявляя о том, что милитаризация Армении угрожает стабильности на Южном Кавказе. В этой связи уместно отметить, что во время встречи с представителем Североатлантического альянса по Кавказу и Центральной Азии Хавьером Коломина этот же вопрос в контексте ситуации с региональной безопасностью поднял и глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. Озабоченность Баку милитаризацией Армении вполне оправдана, учитывая, что стремительные темпы вооружений наступательного характера на фоне отказа Еревана следовать мирной повестке могут быть использованы реваншистскими кругами Армении для разжигания новой войны в регионе. И это тоже не в интересах Москвы, поскольку новая война на Южном Кавказе может создать условия для появления на территории Армении военнослужащих внерегиональных стран.
Поэтому Россия сейчас натягивает поводок и предъявляет обоснованные претензии Армении касательно региональной безопасности. Соответственно, пока Армения мечется в поисках нового причала, Москва будет дожимать Ереван, заставляя его считаться с ее мнением.