На новом Ближнем Востоке становится все больше Турции Аналитика Сергея Богдана
На этой неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Саудовскую Аравию и Египет. Параллельно с ослаблением коллективного Запада все большую роль в мировой политике играют региональные державы. На Ближнем Востоке растет значение Турции, которая за последнее время добилась новых международных успехов. Она окончательно демонтировала потенциально опасный источник угрозы для своей безопасности в виде курдского сепаратистского образования на севере Сирии, хотя то опиралось на США. Турция также успешно пресекает попытки Греции создать угрозу для ее выхода в море, хотя греки опираются на поддержку ЕС. Успехи Анкары в нейтрализации даже тех угроз, которые связаны с крупными внешними игроками, дополняются продвижениями в создании мощного альянса с участием Турции, Саудовской Аравии и Пакистана.

Новый региональный альянс возникает из конкретных дел
Во вторник президент Эрдоган встретился в Эр-Рияде с фактическим правителем Саудовской Аравии, наследным принцем Мохаммедом бин Салманом. Это примечательное событие, если вспомнить относительно недавние споры между двумя этими странами, в которых Турция вместе с Катаром оппонировала саудитам. Однако вследствие прогрессирующего ослабления Запада Саудовская Аравия начала в последние годы выстраивать более многовекторную политику, которая включала в себя не только примирение с Ираном и стратегическое партнерство с Китаем, но и крепнущий альянс с Турцией. Эр-Рияд и Анкара все чаще говорят о региональных и глобальных вопросах, поскольку именно вокруг Анкары складывается важная часть новой конфигурации Ближнего Востока.

Очередным доказательством тому стал хотя бы тот факт, что на следующий день после переговоров с саудовским руководством Эрдоган встретился в Каире с президентом Египта Абдул-Фаттахом ас-Сиси. Там разговор шел также не только о более прагматичных планах вроде увеличения торгового оборота с 9 до 15 миллиардов долларов, но и о совместных действиях по Газе, Ливии, Сомали и Сирии. Иными словами, с Турцией тесно работает крупнейшее арабское государство. И по мере выстраивания Анкарой регионального альянса с участием Саудовской Аравии и Пакистана есть все основания ожидать, что к нему присоединится и Египет.
О переговорах по заключению тройственного оборонного альянса Турции, Пакистана и Саудовской Аравии стало известно примерно месяц назад. Его истоки усматривают в сентябрьском соглашении о взаимной обороне между Пакистаном и Саудовской Аравией, которое по своей конструкции повторяет исходную правовую основу НАТО. Возможное присоединение Турции к такому альянсу не является чем-то фантастическим.

О возможности военного союза в такой конфигурации говорят ещё с 2015 года. Уже тогда, заметив признаки западного упадка, Турция и Саудовская Аравия принялись выстраивать свое собственное партнерство, взаимодействуя на Ближнем Востоке. Эр-Рияд, в частности, помог Анкаре укрепить сирийскую оппозицию, профинансировав закупку оружия, а саудовские ВВС действовали против ИГИЛа с турецких авиабаз.
Последние переговоры Эрдогана с саудовским наследным принцем Мохаммедом бин Салманом указывают на продолжение сближения и заметный прогресс в создании регионального блока. Ведь достигнуты не только договоренности по вопросам развития двусторонних экономических отношений двух ключевых стран Ближнего Востока. Для планов создания нового региона и развития регионального альянса в нынешней напряженной международной ситуации важны договоренности в оборонной области. В частности, решено, что Эр-Рияд присоединится к программе строительства турецкого истребителя пятого поколения «KAAN», причем не только вложится в ее реализацию финансово, но и будет участвовать в производстве. Как заметил турецкий президент: «Мы получили множество положительных отзывов о «KAAN». По мере того как мы становимся все более влиятельными в этой области на глобальном уровне, подобные проекты, безусловно, будут развиваться».
«KAAN» совершил свой первый полет в начале 2024 года, а его серийное производство начнется в 2028 году. В прошлом году Индонезия подписала договор о покупке 48 турецких истребителей этого типа, что придает новый импульс его производству. Все это позволит странам региона создать ту собственную альтернативу, которая лишит сверхдержавы возможности произвольно давить на ближневосточные страны по вопросам обороны — как это попробовали сделать США в вопросе поставок уже частично оплаченных Турцией F-35.
США и ЕС не могут диктовать Турции свои условия
В ходе переговоров на этой неделе Турция и Саудовская Аравия также договорились о сотрудничестве в восстановлении Сирии и обсудили ситуацию в секторе Газа, Йемене и Восточной Африке. Это серьезный размах, и он основывается не только на потенциальных возможностях двух стран, но и на реальной динамике их активности в регионе.
Примером тому является Сирия. Правительство Эрдогана за какие-то полтора десятилетия добилось того, чего тщетно пытались достигнуть предыдущие руководители Турции на протяжении более чем полувека. Оно полностью демонтировало на южной границе Турции арабский националистический режим, который десятилетиями противостоял Анкаре, в частности поддерживая сперва армянских, а затем курдских националистов, пытавшихся развернуть войну внутри Турции.

Вместо режима Асада-младшего, который рухнул несмотря на поддержку России и Ирана в конце 2024 года, в Дамаске пришло к власти правительство, которое не без оснований считается близким Анкаре. Эта близость обеспечена предыдущим многолетним партнерством в противостоянии правительству Асада.
Очередным этапом в закреплении благоприятной для Турции раскладки внутри Сирии стали недавние шаги сирийского правительства по ликвидации так называемой «Рожавы» — курдского сепаратистского образования на севере этой страны. Оно было создано в 2012 году остатками вскормленной сирийским режимом Асада-старшего «Рабочей партии Курдистана». РПК, признанная в Турции террористической, не раз объявляла в последние десятилетия то о прекращении огня, то о своем преобразовании, то о роспуске, но продолжала воевать с Турцией, при этом успешно продавая свои услуги США в деле борьбы с оппонентами американцев на Ближнем Востоке.
В результате после начала гражданской войны в Сирии она создала под прикрытием США и прочих стран НАТО фактически свое государство на севере, с территории которого были продолжены операции против другого члена НАТО, Турции. Вот такое оно, партнерство стран НАТО!

В общем, что-либо поделать с сепаратистской «Рожавой» было трудно. Напомним, что когда российские силы в виде ЧВК «Вагнер» попробовали в 2018 году зайти на ее территорию, где курдские боевики добывали нефть (за счет контрабанды которой они жили), то на россиян обрушился шквал огня, в том числе американская авиация и артиллерия. Около ста вагнеровцев было убито, эту историю в РФ не любят вспоминать. Но курдских боевиков россияне больше не трогали.
А Турция мириться с существованием любимого западными «новыми левыми» и либералами бантустана на севере Сирии не желала. И, постепенно ограничивая свободу маневра курдских группировок силовыми операциями и дипломатическими шагами, а также укрепляя новое правительство Сирии, она добилась своего.
30 января боевики бывшей РПК были вынуждены согласиться на передачу своих военных и гражданских структур под контроль Дамаска и ввод сирийских правительственных войск на ранее подконтрольную им территорию. И это не было формальностью, а, напротив, продемонстрировало влияние Анкары, поскольку даже сейчас у потрепанного сирийского филиала РПК оставалось три вооруженные бригады и пошатнувшаяся, но все еще существовавшая остаточная поддержка американцев — из-за нее Дамаск трижды вынужденно делал попытки договориться с главарями «Рожавы», что было ярким контрастом по сравнению с политикой в отношении тех же алавитов, с которыми никаких серьезных переговоров не велось.
Коллективный Запад с 2000-х сделал ставку на бывшие левые курдские группировки, в частности РПК, как исполнителей большого погрома Ближнего Востока. Но Турция сломала эту игру и продолжает ломать. Ведь фактически Эрдоган заставил Запад согласиться с ликвидацией главного центра РПК в Сирии на фоне нынешних попыток Запада и его союзников задействовать курдских боевиков в Иране!

Вдобавок США сокращают до минимума свое военное присутствие на севере Сирии, а Россия полностью его сворачивает — вся «героическая Рожава» держалась именно на огневой мощи западных союзников и способности маневрировать между Западом, Россией и режимом Асада. Теперь всего этого нет, и, повторимся, правительство Эрдогана добилось ликвидации последнего форпоста подрывных сил у южных границ Турции посредством не только последовательной политики военного давления (силой оружия подрывные действия соседних стран пытались остановить многие турецкие правительства до Эрдогана), но и политических и дипломатических мер.
И то, что речь идет о последовательном усилении влияния Турции на Ближнем Востоке, а не совпадении, видно по еще одному актуальному эпизоду международной политики, в котором Анкара успешно отстаивает свои интересы несмотря на давление другого глобального игрока, Евросоюза.

На днях греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис пригрозил турецкому правительству исключить его из гражданских программ ЕС, если турки не согласятся с расширением греческих территориальных вод в Эгейском море.
Учитывая наличие множества мелких греческих островов у берегов экономически развитой Западной Турции, в том числе Измира, это расширение — с 6 до 12 миль, серьезно ограничит выход в море для важных турецких экономических центров. Турция потеряет доступ к 80% акватории Эгейского моря. При этом греки действуют в одностороннем порядке, поскольку ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года как якобы дающую основания для расширения, но ведь Турция ее не подписывала.
Поэтому Анкара сразу предупредила, что подобная попытка Афин отрезать ей выход к морю, имеющему важнейшее значение для международных морских коммуникаций, будет рассматриваться как основание для начала войны. Греция пытается продавить расширение своих территориальных вод повсюду, но пока ей это удалось лишь в Ионическом море в 2021 году, поскольку дело особо не затрагивало интересы других государств. В Эгейском же море это сделать не удалось, хотя греки заблокировали участие Турции в военных программах ЕС. Идти же на более радикальные шаги Афины не решаются, понимая, что финансово несостоятельное и слабое в военном отношении греческое государство не имеет шансов в конфронтации с растущей Турцией, влияние которой в регионе растет. Остается лишь эксплуатировать ЕС, но и его, как показывает практика, в Анкаре никто не боится.
Разумеется, нынешние шаги Турции и других ближневосточных государств по выстраиванию новых альянсов — это во многом реакция на разрушение международной системы и нарастание глобальной конфронтации. Отсюда такое их внимание к вопросам обороны. Но было бы ошибкой видеть за всем этим лишь некие циничные расчеты и схемы. Во всяком случае морального права перестраивать международную систему у ближневосточных лидеров всяко больше, чем у глобального либерального истеблишмента, часто прикрывавшего своими моральными проповедями не только собственную беспринципность, но и откровенную грязь, вновь массово всплывшую с разоблачением части «дела Эпштейна».
Никто не ангел, и на Ближнем Востоке руководят люди соответствующего склада. Но что особо обращает на себя внимание — на фоне все более наплевательского отношения глобальных сверхдержав и их союзников к мировым вопросам, угрожающим самому выживанию человечества, нарождающийся ближневосточный блок демонстрирует по сравнению с коллективным Западом более ответственный к ним подход.

В частности, на переговорах Эрдогана и бин Салмана была подчеркнута важность следования принципам Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и Парижского соглашения, а также необходимость разработки дальнейших климатических соглашений. В ноябре Турция проведет в Анталье 31-ю Конференцию сторон РКИК (так называемый COP31, один из предыдущих раундов которой, СОР29, прошел в Баку в позапрошлом году).
И это не только слова и заседания — конкретные договоренности турецкого и саудовского лидеров включали в себя шаги в данном направлении. Например, соглашение о сотрудничестве в области возобновляемой энергии стало одним из четырех соглашений, подписанных в ходе визита Эрдогана в Эр-Рияд (остальные касались правосудия, мирного освоения космоса и сотрудничества в области исследований и разработок).
Благодаря саудовским инвестициям в размере 2 миллиардов долларов США, в Турции будут построены два крупных объекта солнечной энергетики в Сивасе и Кахрамане с начальной общей мощностью две тысячи мегаватт.
Внимание к таким вопросам важно, поскольку для большинства человечества и большинства стран мира неприемлем и смертельно опасен нынешний подход Запада. На фоне того, как сыплется лицемерная экологическая политика и бутафорский «энергетический переход» либеральных режимов Запада, никуда не уходит задача энергетической трансформации и спасения окружающей среды планеты. И страны, которые поднимут знамя борьбы за выживание человечества путем спасения климата и природы, борьбы с голодом и болезнями, сокращения бедности и устойчивого развития — могут стать во главе человечества и построить новый мир.
Подведем итог. Очевидно, что новый Ближний Восток будут строить все больше в столицах региона и все меньше в центрах старых мировых держав. Последние, как мы увидели выше, постепенно приходят к признанию собственной слабости и предпочитают не настаивать на своих былых позициях. Более того, они сами все больше нуждаются в сотрудничестве с региональными державами.

Символичным в этом смысле стала одна характерная тенденция последних недель — танкеры, следующие в российские порты Черного моря или из них, жмутся поближе к турецким берегам в поисках безопасности. Поскольку вне турецких вод их участь может быстро оказаться очень незавидной под ударами украинских сил. В свою очередь США остановились на полпути к войне с Ираном, поняв, что региональные страны, даже близкие союзники США, не хотят этой войны. Все это — закономерный итог попыток сверхдержав строить мир, пренебрегая остальными странами. Их старый мир разваливается, и жалеть его у абсолютного большинства человечества причин нет.







