Новая Стратегия нацбезопасности США: что в ней и почему она так важна? От политики сдерживания до ИИ
Недавно администрация Трампа опубликовала новую Стратегию национальной безопасности США, содержание которой отражает суть той геополитики, которую будет и уже фактически проводит Вашингтон при нынешнем руководстве.
Сначала о внешней политике. В первую очередь, главный вывод в том, что Штаты кардинально меняют приоритеты, фактически возвращая доктрину Монро. Теперь главной сферой интересов Вашингтона является всё западное полушарие (Северная и Южная Америка), в котором не должно быть места влиянию России, Ирана, а уж тем более Китая, который определен как главный геополитический противник США. В доктрине отмечено, что Вашингтон будет активно противодействовать «враждебным внешним вкраплениям», под которыми подразумевается как проведение мягкой экономической силы (прямой месседж Китаю), так и строительство военной инфраструктуры стран-соперников США. Судя по этому, Штаты будут усиливать свое присутствие в Карибском бассейне и Латинской Америке, на что ложится продолжающееся давление на правительство Мадуро в Венесуэле.
Американская геополитика переходит от поддержки демократий по всему миру и глобального лидерства к сухому прагматизму. Теперь США не будет принципиален режим правления страны, с которой они строят какие-либо политические или экономические отношения.
Также важным сигналом о серьезных переменах является то, что США отдаляются от Европы, о чем также прямым текстом написано в стратегии. Американцы призывают европейцев самостоятельно брать на себя ответственность за свои страны и их оборону и не надеяться на американский щит в каком-либо военном конфликте. Это, разумеется, произвело не самое приятное впечатление на правительства Европы, которые получают четкий сигнал от своего главного союзника о том, что их защищать не будут. Штаты будут помогать Европе вооружаться и продолжат продавать оружие, но в рамках гипотетической войны европейских стран с Россией на участие США надеяться не стоит.
Что также важно, так это то, что в доктрине Москва не рассматривается как главный противник. В отношениях с РФ ставится цель их стабилизации и, разумеется, подчеркивается стремление США закончить войну в Украине мирным путем. Конечно, это не значит, что Москва и Вашингтон теперь друзья, но в целом американцы настроены на снижение напряжения.

Отныне Штаты отворачиваются от Европы, обращая свой взор на набирающий мощь Китай, делают упор на его сдерживание через региональные альянсы из своих союзников (Япония, Южная Корея, Филиппины и т.д.). Сделан акцент на защите производства крайне важных для Вашингтона полупроводников, в чем лидирует Тайвань.
В своей оборонной доктрине Штаты сделали акцент на проведении точечных и краткосрочных операций, на развитии возможностей нанесения быстрых ударов и «избирательного принуждения».
Важный приоритет во внутренней политике отдается кибербезопасности и контролю над ИИ. Кроме того, вновь был сделан выбор в пользу жесткого контроля над миграционной политикой и границами. В доктрине миграция трактуется как риск социальной и экономической нестабильности. Разумеется, законная миграция не будет полностью убрана, но на нелегалов будет усилено давление, а по закону в США попасть будет намного сложнее.
В общем и целом, в мире возрастет конкуренция за сферы влияния между двумя великими державами, чья решающая схватка еще впереди. Победа в ней Китая или США предопределит будущее мира на долгие годы вперед.
Риад Гамидов







