Новое «открытие» Америки Велаяти угрожает «Маршруту Трампа»
Только, вроде бы, утихли волнения по поводу кризиса в ирано-азербайджанских отношениях, только успели в Азербайджане отметить нарождающуюся конструктивность Тегерана в отношениях с Баку, выраженную, в частности, визитами президента Пезешкиана и министра иностранных дел Арагчи, как из иранской столицы вновь стали доноситься одиозные заявления.
На этот раз старший советник Али Хаменеи по международным делам Али Акбар Велаяти на встрече с послом Армении в Тегеране Григором Акопяном заявил, что Иран выступает против «плана президента США Дональда Трампа по Кавказу, поскольку он представляет серьезную угрозу безопасности Ирана».
Сразу необходимо оговориться, что никакого «плана Трампа по Кавказу» не существует в помине – иранский политик очевидно отсылает таким образом к миротворческой миссии американского президента и Вашингтонской декларации. Однако не будем придираться к словам и обратимся к сути сказанного. «Так называемый план Трампа в отношении Кавказа ничем не отличается от Зангезурского коридора, и Иран категорически против него», — сказал Велаяти. Он пояснил, что коридор создает «условия для присутствия НАТО к северу от Ирана» и представляет серьезную угрозу безопасности северного Ирана и южной России. Он также заявил, что этот план — «практически тот же самый проект, название которого просто изменено, и который теперь реализуется в форме прихода американских компаний в Армению».

Необходимо заметить, что часть сказанного Велаяти – абсолютная правда, и в этом смысле он в самом ироничном из всех возможных смыслов «открывает Америку». «Маршрут Трампа» – это действительно тот же самый проект – проект Зангезурского коридора, смысл которого в открытии коммуникаций между «материковым» Азербайджаном и Нахчываном. В этом отношении ни у кого и в мыслях не было создавать специально для иранцев иллюзию того, что это какой-то другой проект. Название «Маршрут Трампа» не было придумано для того, чтобы ввести в заблуждение режим аятолл. Между тем, кажется, именно такое впечатление хотят создать в Тегеране. Впрочем, этому есть объяснение – потерпевший в этом году сокрушительное геополитическое и военное фиаско Тегеран пытается искусственно повысить свою значимость.
Что же касается того факта, что в логистическом проекте появились американцы, то «виноваты» в этом, в том числе, и сами иранцы. Ведь по условиям Трехстороннего заявления от 2020 года контроль за транспортным сообщением должны были осуществлять органы Пограничной службы ФСБ России. Долгое время Тегеран всячески угрожал Еревану и Баку чуть ли не вторжением в случае реализации проекта коридора и, очевидно, уговаривал Москву не осуществлять его. Москва действительно не стала прилагать в этом направлении особых усилий – не столько, надо полагать, в силу увещеваний Тегерана, сколько потому, что рассчитывала к своей выгоде держать вопрос в подвешенном состоянии. В итоге, обязательства России по Трехстороннему заявлению не были выполнены, и Баку с Ереваном договорились с Вашингтоном. Сейчас, когда проект практически в шаге от реализации, иранские государственные мужи, конечно, жалеют, что вдоль армянского участка Зангезурского коридора будут стоять американцы, а не россияне, однако, как говорится, поезд ушел.
Между тем, откровения Велаяти на вышесказанном не закончились, и более того, начали приобретать поистине трагикомичный характер.Советник Хаменеи отметил, что США вторгаются в регион в военном отношении под предлогом осуществления экономической деятельности. «Опыт показывает, что американцы сначала проникают в чувствительные регионы с, казалось бы, экономическими проектами, но постепенно их присутствие расширяется до военного и связанного с безопасностью измерения», — сказал он, добавив, что «американское присутствие на границах Ирана в любой форме имеет очевидные последствия для безопасности».

Хотелось бы в этой связи напомнить Велаяти, что Иран уже ощутил на себе болезненные для своей безопасности последствия действий США без всякого экономического предлога и вообще без всякого присутствия последних на Южном Кавказе. Произошло это 22 июня 2025 года, когда американцы сбросили несколько десятков «Томагавков» на иранские ядерные объекты, а самый важный из них, тот, что в Фордо, разнесли с помощью гигантской противобункерной бомбы. Перед этим союзник США, Израиль, с прямого благословения первых, разнес посредством авианалетов в пух и прах всю систему ПВО Ирана, так что теперь небо над этой страной превратилось в дырку от бублика. Сейчас любой самолет любой страны НАТО может беспрепятственно испещрить реактивными следами это воздушное пространство сколько угодно раз без каких-либо последствий. Вот реальная угроза, а не «Маршрут Трампа». Да, иранцы, наверное, подсуетились и немного подлатали свою систему ПВО, там гайку прикрутили, здесь щит приварили, но ничего технологически способного к долгосрочному сопротивлению в воздухе у них нет.
Хочется еще раз повторить вопрос: о какой американской военной угрозе со стороны Южного Кавказа идет речь, если реальная американская угроза уже реализовалась самым прозаичным образом – нарушением воздушного пространства Ирана и уничтожением его ПВО?

Более того, у американцев для Ирана наверняка есть еще множество сюрпризов, причем, и это нужно особо подчеркнуть, вероятность преподнесения этих сюрпризов никак не связана с «Маршрутом Трампа». Ядерная программа Ирана, как и в случае июньской атаки, предоставляет в этом смысле Вашингтону гораздо более широкие возможности. Совсем недавно, например, президент Трамп допустил, что Соединенные Штаты могут вновь нанести удар по Ирану в случае, если руководство ИРИ не пойдет на сделку с Вашингтоном и продолжит реализацию ракетной программы.
Здесь необходимо заметить, что нанести удар по противнику, которого ты уже недавно атаковал, психологически и технически гораздо легче, чем по стране, которая еще не была подвергнута военной операции. В этом смысле, если Вашингтон решит напомнить всему миру о своей военной мощи, то лучшей цели, чем Иран, ему вряд ли найти.
Мы не смакуем такую возможность. Более того, мы очень не хотим ни войны, ни разрухи в соседней стране, тем более что там живут десятки миллионов азербайджанцев. Мы просто призываем иранские политические элиты более трезво оценивать реальность и перестать угрожать проектам, не имеющим никакого отношения ни к Ирану, ни к его национальной безопасности, заняться насущными проблемами страны, решить вопрос дефицита воды… Ну и про воздух тоже не забывать, тот самый воздух, в котором летают вражеские самолеты.







