От Венесуэлы до ЕС Команда Трампа открывает новую эпоху в мировой политике
Страх охватил многие мировые столицы. «Пересидеть Трампа» стало целью множества политических сил — от Брюсселя и европейских столиц до Тегерана и Пекина. Какие только лесть и соблазнительные предложения Трампу не идут в ход — лишь бы продержаться до конца его президентского срока. В среду либеральный рупор «Политико» рассказал, что в ЕС уже подумывают, как отдать Трампу даже собственную Гренландию. Инсайдер облек формулу территориальной уступки в элегантную фразу: «Европа получает от администрации Трампа более твердые гарантии в отношении Украины в обмен на расширение роли США в Гренландии». Замысел незамысловат — пока дать Трампу что-то, а потом он уйдет. И это фатальное заблуждение. Политика нынешнего американского руководства делается командой, а не только президентом. И кто-то из его соратников может стать следующим американским президентом. А потому договоренности с США, подписанные при нынешнем президенте, останутся.
Тактика ЕС: обещать и терпеть
Европейские политики ставят все новые рекорды в своем стремлении понравиться американскому президенту. Весь мир изумлялся, как они пресмыкались даже на открытой части саммита НАТО, как глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заключала тайные (и остающиеся таковыми) сделки с Трампом, соглашаясь на любые экономические уступки и обязуясь закупать фантастические объемы энергоносителей и инвестиций. Куда уж дальше?
А сейчас, как видим, и это не предел. После того как президент Трамп обозначил интерес к присоединению Гренландии, Евросоюз тихонько пообсуждал варианты сопротивления. В понедельник даже было опубликовано совместное заявление по поводу Гренландии. В нем, правда, никто не осмелился сказать Трампу «нет» или что-то там заикнуться о готовности поддержать Данию делом. Нет, в нем лишь было заявлено, что только Гренландия и Дания могут принимать решения по вопросам их взаимоотношений, а Дания, включая Гренландию, является членом НАТО, потому безопасность в Арктике должна обеспечиваться коллективно путем соблюдения принципов Устава ООН... И даже такое шамкающее, беззубое заявление подписали лишь Франция, Германия, Италия, Польша, Испания, Великобритания и Дания!
Но евросоюзовцы принялись искать пути умиротворения Трампа. Например, через элегантный вариант передачи американскому лидеру требуемого им. Как пояснил орган глобального либерального истеблишмента «Политико», «хотя это (территориальная уступка Гренландии) кажется горькой пилюлей, ее принять легче, чем ее альтернативу — раздражение Трампа, который может ответить введением санкций, выходом из мирных переговоров или поддержкой Путина на переговорах с Украиной».
Замысел евросоюзовцев понятен — подписать с Вашингтоном нечто минимально приемлемое для себя, а затем переиграть, когда американский президент уйдет со своего поста. Примерно как афганские талибы, которые в 2019 году подписали свою сделку с Трампом, а после ухода того с президентского поста свалили проамериканский режим в Кабуле при Байдене.
Либеральные СМИ радостно ухватываются за любые эксцентричные жесты Трампа, вроде его явно намеренной пантомимы на днях перед прессой, намекая на то, что вся его политика — это некое индивидуальное отклонение, скоро все закончится. Но это неверно. Трамп не один, а вся его политика — плод усилий его команды. Тот же вопрос передачи США Гренландии сейчас был повторен даже не Трампом, а замглавы администрации по политическим вопросам Стивеном Миллером. Сперва его жена поставила картинку с островом, окрашенным в цвета американского флага, а затем и он сам в понедельник на Си-Эн-Эн многозначительно то ли предостерег, то ли констатировал факт: «Никто не станет воевать с США за будущее Гренландии».

Более того, важнейшую роль в кампании за присоединение Гренландии сыграл вице-президент США Джей Ди Вэнс, который, приехав на остров в марте прошлого года, в императивной форме сообщил населению: «Народ Гренландии осуществит свое право на самоопределение». Эта лексика не должна вводить нас в заблуждение — один из вариантов передачи Гренландии предполагает объявление ее «независимой» (бессмысленность чего очевидна, учитывая малонаселенность и экономическую несостоятельность территории), после чего некий тамошний зиц-председатель подпишет договор о свободной ассоциации с США, передав тем фактический суверенитет и оставив за местными властями лишь полицейские функции внутри страны. Этот сравнительно мягкий — по сравнению с прямой аннексией — вариант предпочли бы и в ЕС.
Коллективный Трамп
Очевидно, что в администрации президента США под руководством Трампа работает команда политиков, которых объединяют некоторые идеи, но которые в целом самостоятельны, амбициозны и могут сталкиваться не только друг с другом, но даже и с самим президентом. Этим и объясняется палитра новых внешнеполитических шагов Вашингтона: удары США по Венесуэле и Нигерии, реанимация проектов свержения правительств в Иране, на Кубе и, возможно, в Колумбии, требования к Дании и ЕС относительно уступок территории и давление на Мексику.
Столь разнообразные и по содержанию, и по географии операции стали возможными именно вследствие известного идейного разнообразия внутри команды Трампа. Среди ключевых ее членов, людей, которые, несомненно, собираются при первом же случае побороться даже за более значительную власть, — не только уже упомянутый вице-президент Вэнс и замглавы администрации Миллер, но и госсекретарь Марко Рубио. И различия между ними заметны постоянно.
Например, именно Рубио фактически и добился военной операции против Венесуэлы и сейчас продвигает подобную идею в отношении Кубы. При этом он занимает более умеренную позицию на европейском направлении. Как написал намедни «Уолл-Стрит Джорнэл», «по сведениям лиц, знакомых с ходом обсуждений с конгрессменами, Рубио заявил, что последние угрозы Белого дома не свидетельствуют о неизбежности американского вторжения в Гренландию». Вместо этого, сказал Рубио, Вашингтон предпочитает купить остров. И это притом, что во вторник вечером Белый дом заявил о возможности применения военной силы для овладения Гренландией.

В свою очередь, Вэнс не только выступает за более жесткие действия в отношении Гренландии, но и бросает вызов всему Евросоюзу. Это было видно и по его беспрецедентной публичной критике либерального лицемерия ЕС на прошлогодней Мюнхенской конференции, и по активным контактам с нелиберальными новыми оппозиционными партиями в ЕС (вроде «Альтернативы для Германии»), и, наконец, по его критическому отношению к поддержке украинского правительства (которое в последние годы превратилось в целиком и полностью проект евролиберальных элит).
Приводят ли эти расхождения к шатаниям во внешней политике США? Более уместно говорить о гибкости в проведении курса, когда в Вашингтоне за счет такого разнообразия в руководстве есть запасные варианты. Так, видя сложности в переориентации своих европейских союзников с противостояния с Россией на противостояние с Китаем — главнейшую стратегическую цель американской внешней политики, которая всегда была на уме у Трампа, американское руководство отреагировало достаточно гибко и принялось выдавливать китайцев на других стратегических направлениях. Иными словами, Рубио взялся за Венесуэлу как страну с крупнейшими запасами нефти.
Пекин на данный момент критически от венесуэльской нефти не зависит, но он явно рассчитывал получать ее больше в будущем. Кроме того, наказание Венесуэлы, сблизившейся с Китаем, Россией и Ираном, призвано послужить примером другим строптивым странам с богатыми ресурсами, особенно в Латинской Америке, которую Вашингтон официально объявил зоной своих исключительных интересов. США таким образом ставят Китай перед выбором: или 1) согласиться с медленным удушением, или 2) пойти на поклон к Белому дому, или 3) вступить в противостояние с американцами в самых безнадежных для КНР условиях — вдали от Китая и вблизи от США, не завершив военно-морской модернизации. Все три варианта бьют по основной стратегии Пекина, направленной на «мирный подъем» Китая, который действительно выглядит как его неизбежное восхождение к мировому лидерству во всех областях в случае продолжения роста в отсутствие военного конфликта.
Следующий президент — уже в Белом доме?
Но примечательно, что даже на фоне кризиса вокруг Венесуэлы европейское направление для американской политики все равно не теряет своей значимости. Действительно, в команде есть люди, прежде всего Вэнс, которые параллельно занимаются разными направлениями, а в любых мировых спорах США нужны европейские державы. Они нужны уже хотя бы для того, чтобы ослабить противника перед вступлением в противостояние самих американцев, лишить доступа к мировой финансовой системе или чтобы оплатить те или иные расходы. И здесь еще накануне Нового года Вэнс подтвердил установку США на переформатирование европейской политики в интервью UnHerd. В выражениях он не стеснялся и называл виновных по именам: «Если говорить о более конкретных или прямых интересах США, то Франция и Великобритания обладают ядерным оружием. Если они позволят себе поддаться весьма разрушительным моральным идеям, то вы позволите ядерному оружию попасть в руки людей, которые могут нанести очень серьезный ущерб Соединенным Штатам». Упоминание Великобритании не должно удивлять, поскольку нынешний премьер Великобритании Кир Стармер, несмотря на свои мизерные рейтинги, решил поменять политику Лондона, взяв курс на сближение своей страны с ЕС.
Заявления Вэнса о необходимости иной европейской политики и отказа от евролиберальной идеологии – еще один сигнал европейским элитам, что «пересидеть» Трампа им не удастся. И примечательно, что Би-Би-Си сразу же объявила, что именно соответствующие пассажи в опубликованной в декабре Стратегии национальной безопасности США «изменили контекст отношений Великобритании с Европой», подтолкнув Лондон к сближению с евролиберальными режимами. Напомним, что в американской стратегии было заявлено намерение США «подкреплять существующее внутри европейских стран сопротивление нынешнему курсу развития Европы» и положительно отмечено «растущее влияние патриотических европейских партий». Эти пассажи, как справедливо заметила британская вещательная корпорация, отражают взгляды нынешнего вице-президента США.

Учитывая то, что Вэнс проводит эту линию уже давно, можно говорить о том, что она поддерживается изрядной и устойчивой поддержкой в американском истеблишменте и вообще среди республиканцев. Не зря к концу года Вэнс вышел на первое место среди членов команды Трампа по количеству цитирований в СМИ за счет своих заявлений по европейским вопросам и американской внутренней политике.
В последние месяцы в открытую начали говорить о том, что именно Вэнс станет преемником Трампа на посту главы американского государства. В декабре выдвижение Вэнса кандидатом на пост президента на будущих выборах 2028 года одобрили участники ежегодной конференции консерваторов США AmericaFest. Согласно результатам опроса, 84% из них поддерживают Вэнса, на втором месте оказался госсекретарь Рубио со скромными 5% поддержки, на третьем месте – губернатор Флориды Рон Десантис с 3%.
Учитывая возраст и динамизм Вэнса, можно допускать, что в случае выдвижения на выборах он вполне может победить. И вот тогда американской Демпартии и евролибералам придется иметь дело с продолжением трамповской политики «Возродим американское величие» в ее даже более жесткой версии, которую продвигает Вэнс. Второй приход к власти Трампа — это не преходящее явление, а начало эпохи. И то, что сейчас либеральные элиты делают в ЕС и других странах, мимикрируя под риторику Трампа, им уже не удастся отбросить, как только исчезнет необходимость. И потому политика Азербайджана, направленная на выстраивание партнерства с США, в частности в вопросе Зангезурского коридора, выглядит гораздо более реалистичной и перспективной.







