Пашинян обвиняет ОДКБ: Организация считает Азербайджан братской страной
Премьер-министр Никол Пашинян вновь обвинил ОДКБ в невыполнении союзнических обязательств перед Арменией.
Как передает Caliber.Az, об этом Пашинян заявил на конференции «Всеобъемлющая безопасность и устойчивость – 2025» в Ереване.
«Ранее наше представление заключалось в том, что основными инструментами снижения внешних уязвимостей являются военно-политические союзы и армия. Но история показала, что эта формула не сработала.
Первый случай — когда Организация Договора о коллективной безопасности фиксировала (и не важно, когда именно мы это заметили, это фиксирование всегда существовало; другое дело — обращали ли мы на него внимание или предпочитали не замечать, думая, что это не столь важно), что для неё Азербайджан является столь же братским государством, как и Республика Армения, и что ОДКБ признаёт территориальную целостность Азербайджана.
Причём эта формулировка никогда не становилась предметом нашего прямого осмысления. То есть казалось (а может, мы находили для себя удобные объяснения), что речь идёт о чём-то условном, что можно трактовать. Но сам факт был всегда. Более того, признание территориальной целостности Азербайджана в рамках Договора о коллективной безопасности всегда подразумевалось. И это подтверждал президент Российской Федерации 18 ноября и 17 декабря 2020 года, заявив, что территория Нагорного Карабаха с точки зрения международного права является частью Азербайджана и всегда таковой считалась.
Иными словами, первичная концепция — союз, военно-политический союз — в контексте событий вокруг Карабаха не сработала.
Мы обсуждаем, признают ли страны — участницы ОДКБ территориальную целостность Республики Армения. Но прежде чем задаваться этим, мы должны дать ответ самим себе: признаём ли мы собственную территориальную целостность или нет?
На первый взгляд, это звучит странно — ну что тут обсуждать? Конечно, признаём. Как может государство не признавать свою территориальную целостность? Но тогда встаёт следующий вопрос: а что именно мы признаём как свою территориальную целостность и чего ожидаем, что признают и другие, в том числе наши партнёры по ОДКБ?
И вот здесь мы впервые зафиксировали, что среди основных инструментов обеспечения безопасности мы, возможно, забыли, если не самый главный, то один из важнейших. И этот инструмент — легитимность. Она впоследствии стала одним из стержней нашей стратегии безопасности. И почему мы пришли к этому? Потому что мы поняли: если мы хотим сами признавать свою территориальную целостность так, чтобы это было действенно и чтобы её признавали также другие, включая военно-политические союзы, необходимо самим признавать свою территориальную целостность так, чтобы это имело силу и с точки зрения военно-политических союзов.
Потому что если ты признаёшь свою территориальную целостность одним образом, а твоя первичная система безопасности признаёт её совершенно иначе, то это значит, что хотя бы в этом промежутке, между этими двумя пониманиями, ты теряешь свою территориальную целостность.
И здесь состоялся важнейший разговор 6 октября 2022 года в Праге. Потому что существовала и вторая проблема. Да, мы можем осознать и принять свою территориальную целостность, опереться на неё. Но в данном случае, когда существует конфликтная, напряжённая ситуация с Азербайджаном, возникает вопрос: а готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении? Это тоже очень важный разговор. Ведь если окажется, что не готов, вся логика обсуждения сразу меняется.
И здесь нам сначала нужно было самим определиться: в чём состоит наша территориальная целостность? И мы решили опереться на бесспорную легитимность.
Этот процесс начался ещё до того, но именно здесь мы сделали опору на Декларацию Алматы. Мы поставили задачу: мы готовы признать территориальную целостность Азербайджана на основе Алматинской декларации, потому что готовы признать и собственную территориальную целостность на основе этой декларации.
Это очень важная тонкость. Мы не можем признавать свою территориальную целостность на одной основе, чужую территориальную целостность — на другой, или же признавать чужую на той же основе, но ожидать от других совсем иной формулы», - заявил Пашинян.