Пустоцвет Макрона Имперские замашки без политического багажа
По всей видимости, тектонические сдвиги на мировой геополитической карте окончательно и бесповоротно выбили из колеи президента Франции Эммануэля Макрона, который, уверовав в перспективу лидерства Французской Республики в Европейском союзе, делает подчас абсурдные и далекие от реального положения вещей заявления, в том числе и осуждающие действия и политику президента Соединенных Штатов Дональда Трампа.

Так, накануне Макрон в своем ежегодном обращении к французским послам заявил, что США отступают от международных норм и постепенно отворачиваются от некоторых своих союзников. «Институты многостороннего сотрудничества функционируют все менее и менее эффективно. Мы живем в мире великих держав с их реальными соблазнами поделить этот мир», – сказал он, явно бросив камень в огород Вашингтона.
Поводом для этой эскапады хозяина Елисейского дворца послужили действия американских военных в Венесуэле, санкционированные лично Дональдом Трампом. При этом неприкрытое удивление вызывает тот факт, что до этого Макрон, комментируя произошедшее, заявил, что хотя Париж и не одобряет методы, примененные Соединенными Штатами в ходе операции по захвату президента Венесуэлы, отстранение Мадуро от власти «хорошая новость».
Налицо явная противоречивость Макрона, что, скорее всего, обусловлено его личной обидой на главу Белого дома, который в ходе визита французского лидера в Вашингтон в феврале 2025 года решил, что тому стоит быть скромнее.
Напомним, что тогда вместо торжественного приема Белый дом встретил Макрона тишиной. Американские журналисты запечатлели этот момент: машина с флагами США и Франции терпеливо ждала, но Трамп не выходил. В итоге Макрону пришлось войти в Белый дом в гордом одиночестве. На этом дипломатические «приятности» не закончились. Как писал британский таблоид Daily Express, Трампа обвинили в том, что он унизил французского президента во время встречи в Овальном кабинете, усадив его на стул у края стола, в то время как сам глава Белого дома восседал в центре. Такой прием явно не соответствовал представлениям Макрона о статусе Франции на мировой арене и его личным амбициям на бикорн Бонапарта.
Произошедшее явно не послужило уроком для французского лидера, и сегодня, критикуя Вашингтон, он решил примерить на себя и мантию защитника норм и принципов международного права. Так, The Guardian приводит заявление французского лидера, в котором он утверждает, что «Вашингтон отступает от международных правил, а мир рискует превратиться в логово разбойников».

И это говорит человек, под чьим руководством Франция проводит политику, которая представляет собой последовательную череду нарушений тех самых норм и принципов межправа. В качестве примера достаточно вспомнить, как Париж на протяжении всего периода оккупации Арменией азербайджанских территорий открыто поддерживал страну-агрессора, а в постконфликтный период активно поставлял Еревану оружие наступательного характера.
Еще больший шок вызывает высказывание президента Пятой Республики о том, что он отвергает новый колониализм и новый империализм, а также стратегию пораженчества перед лицом угроз, в ответ на которые, по его мнению, следует реинвестировать в ООН. От этих слов за версту разит лицемерием и фальшью, что подтверждается словами самого Макрона, заявившего на прошлогодней конференции послов, посвященной внешней политике Франции, что некоторые страны Сахеля сегодня являются суверенными государствами именно благодаря усилиям французской армии.
Этот его пассаж вызвал недовольство в странах Сахельского региона, в частности, Чад расценил его как «неуважение к Африке и африканцам». Так, министр иностранных дел и представитель правительства Чада Абдераман Куламалла опубликовал в социальной сети пост следующего содержания: «История доказывает, что Африка, в том числе Чад, сыграла решающую роль в освобождении Франции во время Второй мировой войны, но Франция никогда не признавала этот факт». В публикации также отмечалось, что, вопреки утверждениям, Французская Республика никогда существенно не оснащала чадскую армию, а ее «вклад» в трудные и неспокойные времена зачастую ограничивался собственными стратегическими интересами и не оказывал значительного влияния на развитие народа Чада.
В данном контексте в качестве примера можно привести и диаметрально противоположные высказывания Макрона в отношении Алжира. Так, в январе 2023 года в интервью газете Le Point он заявил, что не считает нужным просить прощения у Алжира за то время, что тот был французской колонией: «Мне не нужно просить прощения, это не главное, эти слова могут разорвать все связи».
Однако парадокс в том, что еще в 2017 году во время своего визита в эту страну в одном из своих выступлений Макрон назвал колонизацию Алжира Францией преступлением против человечества и утверждал о необходимости извиниться за это: «Это настоящее варварство. И это часть этого прошлого, с которым мы должны столкнуться, а также принести свои извинения тем, по отношению к которым мы совершили эти действия».
Но впоследствии он без колебаний сменил окраску и, как писала французская Le Monde, во время своей поездки в эту же страну в августе 2022 года поставил под сомнение существование алжирской нации до колонизации.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно утверждать, что все слова президента Макрона о «защите международного права», «отказе от неоколониализма» и т.д. и т.п. – это не более чем пустоцвет, поскольку все его действия говорят о том, что он ни на йоту не намерен отступать от своих имперских стремлений сделать Францию политическим и военным центром Европы, о чем не так давно писала газета Politico. Однако, на наш взгляд, эта цель для Французской Республики под руководством Макрона практически недостижима, поскольку, прежде чем претендовать на статус фасада Европы, ему как президенту следует навести порядок у себя дома – в стране, которую в последнее время то и дело сотрясают общественные протесты.







