«Разменная монета» геополитики Почему войну в Украине не спешат останавливать?
Вот уже почти четвертый год в самом сердце Европы идет российско-украинская война, которой, несмотря на предпринимаемые шаги, не видно ни конца, ни края. И моментами создается устойчивое ощущение того, что она не завершится никогда, причем не по воле конфликтующих сторон, а в силу исключительно других факторов и во имя чужих, не побоимся этого слова, шкурных интересов.

Чтобы разобраться в этом вопросе, приведем, к примеру, следующую информацию, распространенную многими СМИ. Как следует из анализа Федеральной разведывательной службы Германии (BND), Россия в 2025 году направила на военные расходы до половины государственного бюджета, а реальные оборонные траты Москвы на 66% превышают официальные данные и достигают около €250 млрд — примерно 10% ВВП. При этом в отчете BND особо подчеркивается следующее: «Эти цифры отчетливо демонстрируют рост угрозы для Европы со стороны России». И это говорит о многом, как и заявление генерального секретаря НАТО Марка Рютте о том, что РФ может быть готова применить военную силу против стран блока в течение пяти лет.
Наверное, на фоне этих опасений в Европе при участии 16 бывших высокопоставленных немецких и натовских чиновников, депутатов и экспертов по безопасности смоделировали российское нападение на Литву в октябре 2026 года. Согласно предполагаемому ходу событий, Москва захватила литовский город Мариямполе, ключевой транспортный узел, при этом Соединенные Штаты отказались задействовать статью 5 Североатлантического альянса, Германия колебалась, Польша провела мобилизацию, но не ввела войска, а немецкая бригада в Литве не вмешалась, поскольку дороги были заминированы.

В результате России удалось за несколько дней «подорвать доверие» к Альянсу и установить контроль над Балтией, задействовав около 15 тысяч военных, то есть, одержать победу. Как отметил один из участников этой «реконструкции», определяющим фактором в этом стала не сила, а уверенность Москвы в нерешительности союзников. И тут как-то сам собой возникает вопрос: «Захотят ли в Литве, Польше и ФРГ скорого окончания войны в Украине?» Полагаем ответ на него лежит на поверхности.
Ведь отнюдь не случайно Совет ЕС утвердил правовую основу для кредита Украине на €90 млрд, из которых 30 миллиардов выделят в качестве макроэкономической поддержки, 60 млрд направят на инвестиции в оборонно-промышленные возможности и закупку военной техники. То есть, ЕС готов откупаться деньгами и оружием, лишь бы отсрочить или не допустить своего военного противостояния с Россией.

В данном контексте, на наш взгляд, будет уместно привести данные о потерях украинской стороны, которые недавно в интервью France 2 озвучил Владимир Зеленский: «В Украине с начала полномасштабной войны официально на поле боя погибло 55 000 военных – или мобилизованных, или кадровых. Плюс большое число людей, которые пропали [без вести]».
При этом в феврале 2025 года украинский президент говорил, что потери страны составляют более 46 тыс. погибших военных и примерно 380 тыс. раненых, еще десятки тысяч пропали без вести и находятся в плену. Таким образом, если исходить из его слов, за прошедший год Украины потеряла погибшими 9000 человек. В достоверность подобного просто невозможно поверить.
Чтобы не быть голословными, давайте проведем небольшой сравнительный анализ. Так, сразу по окончании Отечественной войны осени 2020 года Министерство обороны Азербайджана официально заявило, что в ее ходе погибли 2783 азербайджанских военнослужащих, позднее на сайте азербайджанского оборонного ведомства были опубликованы имена 2906 погибших. Что из этого следует? Получается, что за целый год кровопролитной, охватывающей более широкую линию фронта, включающую в себя более массовое использование дронов и ракет российско-украинской войны погибло в три с небольшим раза больше украинских военнослужащих, чем за 44 дня Второй Карабахской азербайджанских солдат и офицеров?! Согласитесь, что любой военный эксперт просто поднимет на смех такое утверждение.

С другой стороны, Центр стратегических и международных исследований в Вашингтоне 27 января опубликовал исследование, в котором говорится, что почти 1,2 миллиона российских и около 600 000 украинских военных погибли, были ранены или пропали без вести. Эта цифра звучит более правдоподобно, однако со следующим уточнением: крайне сомнительно, что при общей цифре 600 000 человек число погибших с украинской стороны составило всего 55 000 человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить кладбища в Украине — они переполнены. Так что, скорее всего, пока погибших украинских военнослужащих записывают в «пропавших без вести». И, как бы аморально это ни звучало, у данного шага вполне может быть экономическая составляющая.
Дело в том, что семья погибшего военнослужащего имеет право на единовременную помощь в размере 15 000 000 гривен, из которой 3 000 000 гривен выплачиваются сразу после назначения помощи, а оставшиеся 12 млн – частями, ежемесячно или по установленному графику в течение нескольких лет. Нетрудно подсчитать, что при исключении из числа погибших даже одной тысячи можно «сэкономить» 150 миллиардов гривен, а если подобное «провернуть» с десятком тысяч, то «экономия» станет просто фантастической.

Говорить такие, мягко говоря, неприглядные вещи нам позволяет огромное количество шокирующих данных о масштабах коррупции в оборонной, энергетической и многих иных сферах Украины, включая и освоение гуманитарной помощи. В силу этого вполне допустимо, что и в данных о погибших украинских военнослужащих имеет место фальсификация. И это обстоятельство вполне может объяснить, почему руководство страны тоже не заинтересовано в скором окончании войны. Ведь речь идет о «зарабатывании» поистине колоссальных денег, в том числе и руководителями регионов. Есть масса примеров того, как завышались суммы на строительство фортификаций. А какие огромные средства направлялись на восстановление городов и других населенных пунктов, в том числе и расположенных близ театра военных действий?! Кто впоследствии сможет доказать, что реально было построено после очередных разрушений, вызванных российским ударом?!
Так что, скорое окончание войны невыгодно украинским коррупционерам так же, как и огромному числу украинцев — мужчин призывного возраста, что сбежали из страны в различные европейские государства, ведь их могут лишить статуса беженцев, а они так неплохо устроились за кордоном, пока истекающая кровью Украина противостоит огромной ядерной державе.

Таким образом, можно подвести печальный итог: слишком многие не заинтересованы в окончании этой чудовищной войны, и в этом по сути своей циничном и чудовищном раскладе украинцам отведена роль «разменной геополитической монеты» по дальнейшему сдерживанию России и ее военно-экономическому ослаблению.







