Режим тотального недоверия Иран и США балансируют на грани
На фоне очередной эскалации напряженности между Соединенными Штатами и Ираном 6 февраля стороны дали старт новому этапу переговоров, первый раунд которых состоялся в Маскате. Американскую делегацию на прошедших в резиденции главы МИД Омана аль-Бусаиди переговорах возглавил спецпосланник президента США Стив Уиткофф, иранскую – министр иностранных дел страны Аббас Арагчи.

Прежде чем перейти к итогам переговоров, отметим два момента, привлекающих особое внимание. Во-первых, изначально планировалось, что переговоры пройдут в Стамбуле при посредничестве Турции, Египта, Катара и Омана, но Тегеран изменил подход, указав, что диалог может идти только с Вашингтоном и именно в Омане. Во-вторых, публичной встречи сторон, так сказать, лицом к лицу, в главном городе султаната не было, что говорит о многом, и этого аспекта мы коснемся ниже.
Что касается результатов переговоров, то иранская сторона в целом дала им позитивную оценку. В частности, Аббас Арагчи в ходе недавних телефонных разговоров со своими коллегами из Турции, Египта и Саудовской Аравии назвал переговоры хорошим началом, а османский министр аль-Бусаиди охарактеризовал переговоры как очень серьезные.

Однако, несмотря на эти оценки, Госдепартамент США сразу после переговоров объявил о введении санкций против 15 организаций, двух физических лиц и 14 судов теневого флота, связанных с незаконной торговлей иранской нефтью, нефтепродуктами и нефтехимической продукцией, обосновав свое решение тем, что «доходы от этой деятельности используются Ираном для финансирования деструктивных действий в различных регионах мира и внутри страны».
«До тех пор, пока Иран пытается обходить санкции и получать доходы от нефти и нефтехимической продукции для финансирования подобных репрессивных действий Соединенные Штаты будут принимать меры для привлечения к ответственности как иранского режима, так и его партнеров», — отмечается в заявлении ведомства.
Кроме того, издание Air and Space Forces Magazine сообщило, что Соединенные Штаты направили на Ближний Восток еще одну группу из шести стелс-истребителей пятого поколения F-35A Lightning II.
Таким образом, шаги и действия американской стороны демонстрируют, что США находятся в боевой готовности и способны нанести удары по иранским стратегическим объектам в любой момент. Полагаем, подобный подход Вашингтона обусловлен рядом нюансов, и в первую очередь тем упорством, что Тегеран проявляет в вопросе своей ядерной программы, продолжая обогащение урана, игнорируя американские требования.
Наша справка: До 12-дневной ирано-израильской войны июня 2025 года Исламская Республика обогащала уран до 60% чистоты, что, согласно оценкам экспертов, является коротким техническим шагом до уровня, необходимого для производства оружия. Международное агентство по атомной энергии тогда отмечало, что Иран был единственной страной в мире, обогащавшей уран до такого уровня, но не обладающей ядерным оружием. Однако Тегеран отказывается выполнять требования МАГАТЭ о проведении инспекции объектов, подвергшихся бомбардировкам во время июньской эскалации.

Подобное поведение иранской стороны вызывает у Вашингтона обоснованные подозрения, в связи с чем в преддверии переговоров в Маскате пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт заявила, что «делегация США намерена добиваться нулевого ядерного потенциала» для Ирана, предупредив, что в распоряжении президента Трампа много вариантов, помимо дипломатии.
С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов то, что переговоры в Омане состоялись после масштабных акций протеста, охвативших весь Иран и направленных против действующих властей, начавшихся на фоне очередного витка инфляции в стране, в инспирировании которых ИРИ обвинила США и Израиль. В свою очередь, Дональд Трамп пригрозил Тегерану военными действиями, если репрессии и казни митингующих не прекратятся, и призвал иранцев продолжать протестовать, заверив их в том, что помощь уже в пути.
«Иранские патриоты, продолжайте протестовать — захватывайте свои институты власти!!! Записывайте имена убийц и насильников. Они дорого за это заплатят. Я отменил все встречи с иранскими официальными лицами до тех пор, пока не прекратятся бессмысленные убийства протестующих», — написал глава Белого дома в своей соцсети Truth Social.

В то же время Иран продолжает отвечать угрозами на угрозы. Так, накануне представитель МИД Исламской Республики Исмаил Багаи в ходе еженедельного брифинга заявил, что в случае агрессии со стороны США и Израиля ответ ИРИ «заставит их пожалеть о содеянном».
Причем власти республики не ограничиваются громкой риторикой, а предпринимают конкретные шаги в данном направлении, на что указывает недавний доклад Института наук и международной безопасности (ISIS). В данном имеющем стратегическое значение документе указывается, в частности, что «все известные входы в подземный туннельный комплекс в ядерном технологическом центре в Исфахане (одном из самых важных и хорошо укрепленных объектов страны, который несколько раз подвергался обстрелам во время 12-дневной войны) полностью засыпаны землей».
В докладе также подчеркивается, что работы представляют собой систематическую попытку властей укрепить подземный комплекс на случай возможного воздушного удара и затруднить доступ для наземных сил, и подобные приготовления в последний раз наблюдались перед операцией Midnight Hammer («Полуночный молот»), в ходе которой были нанесены удары по объектам в Фордо, Натанзе и Исфахане.

Таким образом, учитывая все перечисленные аспекты, приходится констатировать, что вероятность достижения компромисса по иранскому ядерному досье крайне низка, что обусловлено прежде всего тотальным недоверием сторон к друг другу, яркой иллюстрацией чего служит непрямой формат переговоров в Омане, что мы отмечали выше. К слову, издание IRNA со ссылкой на Багаи сообщило, что последующие переговорные раунды пройдут в аналогичных рамках, и это дает основание утверждать, что и новый этап переговоров между Ираном и США вряд ли даст какие-то гарантии по поводу того, что словесная конфронтация не перерастет в «горячую фазу» с вовлечением в нее других акторов, что вновь ввергнет Ближний Восток в очередную войну.







