Сенегал избавляется от горького привкуса французского колониализма Al Jazeera о процессе африканизации
На сайте международной телекомпании Al Jazeera опубликована статья, посвящённая процессу африканизации в Сенегале. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
«На дакарском рынке Фасс под открытым небом торговцы зазывают покупателей, которые идут со стороны бульвара генерала де Голля – проспекта, названного в честь бывшего президента Франции и человека, которого не все здесь знают.
Мясника Матара Секу раздражает, что такие названия улиц – пережитки болезненного колониального прошлого – всё ещё остаются. Стоя перед прилавком, он задаётся вопросом: какой смысл в существовании авеню Федерба, названной в честь жестокого колониального губернатора, или улицы Жюля Ферри – французского политика, который однажды заявил, что колонизация была необходима. Как и многие сенегальцы, Сек хочет перемен.
«Я жил в Европе. Я был в Барселоне, Риме и Милане, но я никогда не видел, чтобы белые люди давали сенегальские названия самым престижным историческим памятникам и зданиям, – сказал он. – У нас есть люди, в честь которых можно назвать важные улицы. Я хочу видеть улицу Юссу Н’Дура, например».
Действительно, улицы в Сенегале первоначально были названы колониальным правительством в честь чиновников или королевских особ Французской империи. Спустя десятилетия после обретения страной независимости они сохранились – наследие 300 лет завоеваний, рабства и колониализма.
Но вскоре ситуация может измениться: в декабре президент Бассиру Диомай Фай объявил о планах по созданию нового правительственного агентства, которое будет переименовывать улицы и площади в честь сенегальцев.
Президент Бассиру Диомай Фай
Это важный шаг для Сенегала. В ноябре Фай потребовал от Парижа вывести около 350 французских солдат, размещённых в стране, фактически разорвав оборонный пакт с Францией.
Новое агентство будет не только переименовывать улицы, но и переписывать сенегальские учебники. Градостроитель из Дакара Рахиат Диалло Фалл рассказал Al Jazeera, что эти усилия необходимы, чтобы избавиться от горького привкуса прошлого – от роли Сенегала как крупного порта для рабов.
«Память также передаётся через топонимику, – сказал Диалло. – Видеть улицы, названные в честь людей, которых мы не знаем, людей, которые плохо с нами обращались, – это просто позор».
Конец «Франкафрики»
Западноафриканские государства решительно настроены против Франции – в военном и культурном отношении. Многие правительства и граждане, особенно в странах региона Сахеля, не приемлют политической интервенции Парижа. Они считают Францию патерналистской из-за её вмешательства в их экономику, а именно в горнодобывающую и нефтяную промышленность. Французские компании, как например, нефтяной гигант Total глубоко вплетены в бизнес-среду.
Единая валюта франк КФА, используемая в бывших французских колониях в Западной и Центральной Африке, вызывает много споров. Эта валюта, созданная в колониальные времена, привязана к евро, и она, по мнению критиков, продолжает тормозить развитие африканских стран.
Париж также подвергается критике за неспособность остановить распространение вооруженных группировок в Сахеле несмотря на то, что в регион направлены тысячи французских солдат.
В Нигере чиновники первыми переименовали проспект де Голля. В декабре он был назван Джибо Бакари – в честь известного активиста, ставшего первым мэром Ниамея из числа коренного населения.
В том же месяце правительство Мали переименовало авеню Руо в проспект Секу Траоре, назвав его в честь офицера, который в 2012 году отказался сдаться во время засады, устроенной боевиками сепаратистского движения Азавад. В итоге его схватили и казнили.
Связи Франции с Сенегалом особенно глубоки. Эта территория была завоевана первой, прежде чем колонизаторы распространились по всей Западной Африке. Улицы, площади, мосты и мемориальные доски здесь также названы в честь французского губернатора Луи Сезара Федерба, что вызывает недовольство многих местных жителей.
Исследователь из Университета Польши Кшиштоф Горны, изучивший и написавший книгу о названиях улиц Сенегала, рассказал Al Jazeera, что у колониальной администрации был свой мотив для наименования мест и улиц в Дакаре, куда столица была перенесена в 1902 году.
«Как правило, идея заключалась в том, чтобы новый город напоминал всем, что он находится во владении Франции, – сказал он. – В районах, предназначенных для африканцев, где улицы были более узкими, была введена система цифровых названий».
Резня в Тиарое
После вступления в должность премьер-министра Усман Сонко – яростный критик Франции – сосредоточился на болезненной теме массовых убийств африканских солдатов французской армией в 1944 году.
Усман Сонко
Утром 1 декабря 1944 года сенегальские стрелки (тиральеры), участвовавшие в войне Франции против нацистской Германии, протестовали против задержек зарплаты и плохих условий жизни. В ответ французские войска открыли по ним огонь. Власти в Париже пытались замять дело и утверждали, что погибло 35 человек. Однако, по оценкам ученых, было убито около 400 солдат.
Хотя в независимом Сенегале эта рана оставалась свежей, официальные лица молчали об убийствах до 2012 года, когда тогдашний президент Франции Франсуа Олланд признал вину Парижа. В декабре 2024 года, когда Сенегал отмечал 80-ю годовщину убийств, Фай пригласил на траурную церемонию нескольких африканских лидеров. Ожидается, что проект переименования улиц будет включать в себя и тиральеров», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли