Сигналы из Москвы и выбор Еревана Армения между ЕАЭС и ЕС
Тесное взаимодействие Армении с Европейским союзом продолжает оставаться в фокусе внимания Москвы как один из главных раздражителей Кремля. Об этом говорят и недавние, наполненные неприкрытой колкостью, высказывания директора департамента европейских проблем Министерства иностранных дел России Владислава Масленникова, озвученные им в интервью ТАСС.

Так, в частности, он заявил, что «форсированное сближение Армении с Европейским союзом окажет негативные последствия как на союзнические отношения с Россией, так и на развитие интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве», отметив при этом, что интерес Армении к членству в ЕС не может не вызывать обеспокоенность у Москвы из-за стратегического курса организации, нацеленного на конфронтацию с РФ.
«Рассчитываем на то, что Армения как страна – член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осознает потенциальные негативные последствия от форсированного сближения с Брюсселем», – подчеркнул Масленников.
Заявления подобного содержания уже не раз озвучивались представителями российского политического истеблишмента, и это позволяет утверждать, что Кремль посредством такого вербального давления на Ереван пытается восстановить свои существенно пошатнувшиеся позиции в Армении. При этом РФ, по всей видимости, ориентируется на сценарий прошлых лет. Напомним, что в 2013 году власти этой страны имели намерение подписать с ЕС Соглашение об ассоциации, но Кремль на корню пресек данную инициативу, и тогдашний президент Серж Саргсян вернулся из Москвы в Ереван как «в воду опущенный».

Сегодня российская сторона в целях удержания Армении от сближения с Евросоюзом активно разыгрывает экономический козырь в виде членства страны в ЕАЭС, которое, как ни крути, все-таки является ахиллесовой пятой Еревана. Высказался на эту тему в своем интервью и Масленников.
«Брюссель начал активно навязывать Еревану политически мотивированный переход на еэсовские стандарты, который принципиально не учитывает членство этой закавказской республики в ЕАЭС и связанные с ним обязательства. Факт остается фактом – одновременное членство в ЕАЭС и ЕС невозможно по определению», – подчеркнул он.
Полагаем, что под «еэсовскими стандартами» глава департамента российского внешнеполитического ведомства, скорее всего, имел в виду также и то, что ЕС пытается склонить Ереван присоединиться к антироссийским санкциям, прецедент чему уже имел место быть.

В ходе декабрьского визита главы МИД Армении Арарата Мирзояна в Брюссель глава европейской дипломатии Кая Каллас призвала армянскую сторону подключиться к санкциям против России, что незамедлительно вызвало резкую реакцию российской стороны. В частности, посол РФ в Ереване Сергей Копыркин в интервью газете «Ноев Ковчег» предупредил о грозящих армянской экономике последствиях в случае присоединения страны к санкциям Запада в отношении РФ: «О том, к каким последствиям может привести этот шаг для армянской экономики, в Брюсселе, видимо, не задумываются».
Однако действующие армянские власти, невзирая на все кремлевские окрики, предпринимают шаги в сторону сближения с ЕС, о чем свидетельствует и принятие парламентом Армении закона о начале процесса вступления страны в Евросоюз, и ряд вполне конкретных заявлений официальных лиц республики.

Например, премьер-министр Никол Пашинян в своем выступлении на конференции «Армения и мир на перекрестке рисков и возможностей», в которой приняли участие послы США и ЕС, заявил, что «как только мы достигнем стандартов Евросоюза, у нас будут два варианта – либо нас принимают в ЕС, либо не принимают. Но при обоих вариантах мы оказываемся в выигрыше. Если не примут, то мы в любом случае будем соответствовать европейским стандартам, будем иметь развитое и современное государство».
Эту линию продолжил и Арарат Мирзоян в своем выступлении на дискуссии, состоявшейся 30 января в Комитете по внешним отношениям Европейского парламента в Брюсселе. Говоря о перспективах углубления связей между Арменией и ЕС, а также об амбициозной программе демократических реформ в стране, он подчеркнул следующее: «Выбор стоит между суверенной демократией и авторитарным путем, ведущим к подчинению, и мы уже сделали свой выбор».
Помимо этого, на наш взгляд, градус раздражения Кремля повысило и недавнее высказывание армянского премьера, касающееся ремонта пограничных железнодорожных участков. В нем он отметил, что «правительство Армении намерено углубить сотрудничество с российскими партнерами в вопросе разблокировки региональных коммуникаций. Если по каким-то причинам наши российские партнеры не пожелают осуществить инвестиции, мы заберем эти участки себе, все сделаем сами».

Все эти заявления напрямую указывают на то, что армянская сторона однозначно нацелена на европейскую интеграцию. Полагаем, что эти приоритеты Армении подвергнутся детальному обсуждению во время предстоящего визита председателя Национального собрания Алена Симоняна в Москву. А что изменится в российско-армянских отношениях, и с чем вернется спикер армянского парламента в Ереван – покажет время.







