СОР29: Без инклюзивности процесс изменения климата может стать необратимым Статья британского журналиста
В саудовской газете Arab News опубликована статья, посвящённая климатической конференции СОР29, завершающейся сегодня в Баку. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Автор статьи – Джонатан Горналь – британский журналист, бывший сотрудник газеты The Times.
«Когда президент прошлогодней климатической конференции COP28 в Дубае Султан Ахмед Аль-Джабер в своём вступительном слове вскользь упомянул о жизненно важной роли крупных производителей ископаемого топлива в переходе к возобновляемым источникам энергии, многие комментаторы отреагировали на это с предсказуемым недовольством.
Когда президент Азербайджана Ильхам Алиев поприветствовал делегатов на COP29 и в своей речи защитил нефтяную промышленность, его высказывания также были встречены с настороженностью со стороны некоторых комментаторов. Но на самом деле президент Алиев сказал правду.
«Нефть, газ, ветер, солнце, золото, серебро, медь – все это природные ресурсы. Нельзя обвинять страны в том, что они обладают этими ресурсами. Также нельзя ставить им в вину то, что они выводят эти ресурсы на рынок. Потому что рынок нуждается в них. Люди нуждаются в них», – сказал президент.
Он был прав. Промышленную революцию начали не Азербайджан, не ОАЭ и не другие страны Персидского залива, которым посчастливилось оказаться у одних из самых больших в мире залежей ископаемого топлива. Это началось в Великобритании, а затем распространилось по всей Европе. В XVIII веке они начали индустриализировать производственные процессы и транспорт с помощью угля, а затем – нефти и газа.
Неудивительно, что президенту Алиеву было что сказать и о том, что он назвал «политическим лицемерием». Два года назад ЕС, столкнувшийся с серьёзной нехваткой энергии, смиренно пришёл к Азербайджану за газом, благодаря которому сейчас свет горит по меньшей мере в восьми европейских странах.
Кроме того, критика таких нефтяных стран, как Азербайджан и ОАЭ, принимающих саммиты СОР, игнорирует активную «зелёную» повестку дня, реализуемую в обеих странах. Компания Masdar, являющаяся пионером в области экологически чистой энергетики в ОАЭ, имеет десятки ветряных турбин и солнечных электростанций, работающих по всему миру, в том числе в Великобритании.
В Азербайджане Masdar в прошлом году открыла крупнейшую солнечную электростанцию в регионе, компания по возобновляемым источникам энергии из Саудовской Аравии ACWA Power строит крупную ветряную электростанцию, а Баку планирует построить солнечные, ветряные и гидроэлектростанции общей мощностью 6 гигаватт к 2030 году.
«Итак, вот мое послание, – заявил Алиев. – Как президент COP29, мы, конечно, будем решительно выступать за «зеленый» переход, и мы это делаем. Но в то же время мы должны быть реалистами».
По мере того, как переговоры продвигались вперёд, всё больше сфабрикованных возмущений вызвало «откровение» о том, что среди 72 000 зарегистрированных делегатов из 196 стран, посетивших саммит, были сотни представителей нефтяных, угольных и газовых компаний. Но и Алиев, и Аль-Джабер озвучили ряд простых истин, которые редко признаются в важных климатических дебатах и являются анафемой для плохо информированных групп протеста, требующих немедленного прекращения добычи ископаемого топлива.
Как сказал Аль-Джабер на COP28, хотя «постепенный отказ от ископаемого топлива, на мой взгляд, неизбежен (и) необходим...мы должны быть действительно серьёзными и прагматичными в этом вопросе...если вы не хотите вернуть мир в пещеры».
Кроме того, без ископаемого топлива, ноу-хау и инвестиций в переходные технологии, такие как ветряная и солнечная энергия, синтетическое «зелёное» топливо и улавливание углерода, у мира нет ни единого шанса на достижение цели, закреплённой в Парижском климатическом соглашении, – удержать рост глобальной температуры в пределах 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня.
Существует также вопрос внешнего финансирования в размере 2,4 триллиона долларов в год, которое, согласно оценке Независимой группы экспертов высокого уровня по климатическому финансированию, потребуется развивающимся странам к 2030 году.
Это не вопрос благотворительности. По данным Центра глобального развития, хотя на долю развитых стран исторически приходилось 79% выбросов углекислого газа, 63% в настоящее время приходится на развивающиеся государства. Без участия этих стран, сколько бы ветряных электростанций, солнечных установок и атомных электростанций ни вводилось в строй в остальном мире, изменение климата останется уходящим поездом.
Так откуда же возьмутся деньги на инвестиции в возобновляемые источники энергии в развивающихся странах?
Ископаемое топливо не только необходимо для того, чтобы поддерживать современный мир, пока мы переходим на возобновляемые источники энергии, но и является единственным реальным источником огромных «зелёных» инвестиций, которые требуются развивающимся государствам.
В качестве примера можно привести компанию ACWA Power, основным акционером которой является Фонд национального благосостояния Британии, которая на сегодняшний день инвестировала не менее 7 миллиардов долларов в сектор возобновляемой энергетики Африки. Это, как заявил генеральный директор компании Марко Арчелли на саммите в Эр-Рияде в прошлом месяце, делает ACWA Power «крупнейшей на сегодняшний день компанией по энергетическому переходу и ведущим инвестором в Африке».
Тем, кто осуждает нефтедобывающие страны, следует помнить, что почти все материальные блага, которые мы ценим в современном мире, сделаны из ископаемого топлива или работают на нём, и что поддержание света и вращения промышленных колес во время перехода на возобновляемые источники энергии полностью зависит от того, будут ли они продолжать делать это в течение многих лет. Вместо того чтобы преследовать их и исключать из самых серьёзных дебатов в истории человечества, мир должен принять их опыт и способности финансировать и осуществлять технологические изменения.
Уже второй год подряд саммит по изменению климата (СОР29) проводится в крупной нефтедобывающей стране. Следующий саммит (COP30) пройдёт в Бразилии, которая является одним из 10 крупнейших мировых производителей нефти.
Те, кто действительно заботится о планете, в отличие от тех, кто заинтересован только в разжигании розни, должны приветствовать растущую инклюзивность процесса COP, потому что без этого изменение климата может стать необратимым», – написал британский журналист.
Перевод: Фарах Мамедли