Так все на выборы? Или все на улицы?
Накануне, 27 декабря, лидер армянского оппозиционного движения «Священная борьба» архиепископ Баграт Галстанян в ходе пресс-конференции выступил с заявлением, что оппозиция не даст премьер-министру Армении Николу Пашиняну участвовать в следующих выборах в стране, которые пройдут в 2026 году.
Позволю себе процитировать архиепископа, и это только первая цитата, потому что цитат будет достаточно, пресс-конференция всё-таки: «Я не считаю его активность в социальных сетях предвыборной подготовкой. Во-первых, у него нет смелости, чтобы пойти на выборы. А во-вторых, мы ему этого не дадим. Потому что нет такого настроения и желания, наши оценки расходятся в этом плане. А что касается предвыборной подготовки и всего остального, пусть попробуют».
Кстати, это был ответ Баграта Галстаняна на вопрос журналиста, является ли активное ведение Пашиняном социальных сетей подготовкой к выборам. Ну, спрашивать, откуда архиепископу знать о планах Пашиняна и о его, Пашиняна же, смелости, мы не станем, хотя, допускаю, что в окружении Пашиняна (разумеется, не самом близком) есть агентура движения «Священная борьба». Правда, что-то мне подсказывает, что агентов Пашиняна в движении «Священная борьба» намного больше, но это так, детали, и вообще, я вам этого не говорил. Но как именно движение собирается «не дать Пашиняну пойти на выборы», какими ресурсами располагает это движение и пользуется ли оно поддержкой широких народных масс?
На все эти вопросы Баграт Галстанян сам в ходе пресс-конференции и отвечает, анализируя причины того, почему движение за свержение Пашиняна потерпело фиаско, вот тут снова позвольте процитировать: «Главными ошибками протестного движения «Священная борьба» стали нехватка времени на решение организационных вопросов, а также чрезмерная уверенность в тех или иных политических и неполитических деятелях».
То есть, простите за канцеляризм, налицо «наличие отсутствия навыков администрирования, отягощенное недостаточным финансированием, а также общей пассивностью населения, не желающего проявить революционную сознательность и сплотиться вокруг реваншистов и наиболее реакционной части духовенства». По-моему, получилось хорошо и исчерпывающе, а если перевести на язык улицы – то «ара, деньги нужны, брюхо сильнее духа, забесплатно нам никто не верит, а убедить их мы не в состоянии». Народ Армении просто устал. Народ Армении хочет спокойной жизни, а не митинговой истерии и последующих массовых беспорядков. Народ Армении хочет спокойствия. Народ Армении, за исключением горстки реваншистов (ну, надо отдать тем реваншистам должное, горстка довольно голосистая, я бы даже сказал, крикливая), к бреду о «миацуме» (который, к слову говоря, уже свершился, к удовольствию всех трех сторон: азербайджанцев, армян Армении и армян, которые раньше проживали на территории Азербайджана) относится достаточно равнодушно, потому что, как минимум, прекрасно понимает: те, кто подзуживает людей на реванш, в случае чего сами в окопы не полезут.
Причем, обратите внимание на то, кто шумит о реванше, «попранной национальной гордости», «священных камнях «арцаха», которые топчут проклятые турки» и кричит, что «сегодня каждый зинвор должен стать спарапетом». Это так называемые «бывшие» или их конфиденты, это истероидные личности, представители духовенства и диаспоры. Причем последние в случае попытки маловероятного реванша не приедут в Армению из Марселя или Лос-Анджелеса, они останутся там, за пределами Армении, и ограничат свое участие подбадриванием немногочисленных и не очень воодушевлённых реваншистов песнями патриотического содержания. В самом крайнем случае – очень скромными денежными переводами.
Дело совершенно не в команде, которая сейчас находится у власти в Армении. Дело даже не в личности Пашиняна, который далеко не дурак и в случае массовых беспорядков (шансы, что эти беспорядки могут начаться, я оцениваю как 1 к 1000) знает, что именно нужно делать (статью 182 УК Республики Армения, а именно невыполнение законного требования представителя власти, еще никто не отменял), дело в простых людях, в армянском народе, который, попросту говоря, устал от миражей. Причины неудачи движения «Священная борьба» лежат в другой плоскости. Люди не очень верят «бывшим», и люди не склонны верить в то, что стоит им свергнуть Пашиняна, то все сразу станет лучше, нет. Дело еще и в том, что люди не верят ни руководству движения «Священная борьба», ни тем более тем, кто за ними стоит. И если вспомнить фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»», то это еще не бунт на корабле, но матросики (читай: те самые широкие народные массы) уже начали недовольно морщиться и даже воротить нос. То есть люди уже принюхиваются, прекрасно понимая, чем именно их собираются кормить противники Пашиняна.