Территории нет, «государство» тоже уберите На том и стоим, и не можем иначе
На днях на брифинге глава постоянной парламентской комиссии по внешним связям Национального собрания Армении Саркис Ханданян сказал чистую правду, а именно: «В нынешних условиях возвращение жителей «арцаха» нереально». Что ж, налицо проблески здравого смысла, но вот хотелось бы добавить, что возвращение нереально не «в нынешних условиях», возвращение нереально вообще, за неимением того, что когда-то называлось «арцахом», и все разговоры о том, что «армяне обязательно вернутся» - это сотрясение воздуха.
Довольно забавное, для некоторых прибыльное в деле получения политических очков, но, по-большому счету, совершенно бесполезное. До тех пор, пока азербайджанцы не вернутся в Западный Азербайджан, вопрос возвращения армян в Азербайджан даже обсуждаться не будет. Так что - вопрос закрыт, вопрос закрыт навсегда, и пора бы это просто запомнить.
К сожалению, на политической сцене Армении есть не только относительно вменяемые персонажи, которые начинают кое-что понимать. Есть и другие, и этих других достаточно, нет, я не о Баграте Галстаняне, а о зампреде РПА Армене Ашотяне, который сейчас находится в тюрьме «Нубарашен». Так вот, Армен Ашотян разошелся, и в своем заявлении коснулся сразу нескольких тем, позвольте процитировать: «В вопросе «Нагорного Карабаха еще не поздно разработать и использовать концепцию «Государство без территории». По его словам, он не претендует на готовые рецепты, но полностью готов включиться в командную работу, цель которой - формирование нового «арцахского» движения. «К сожалению, единичные инициативы, индивидуальные усилия даже самых патриотичных и честных людей не решат этот системный и глубокий вопрос. Считаю, что еще не поздно выработать и запустить для «республики арцах» концепцию «Государство без территории».
Что касается требования Азербайджана по расформированию Минской группы ОБСЕ, то, по его словам, Баку пытается упразднить единственную признанную международным сообществом структуру, которая занимается вопросом Карабаха: «Вопрос «арцаха» не закрыт, и существование МГ ОБСЕ — международная фиксация этого». По словам Ашотяна, «нельзя допустить расформирования Минской группы, потому что она хоть и заморожена, но это спасательный круг, чтобы удержать тему на плаву. И рано или поздно страны-сопредседатели возобновят общение».
Ну, давайте по порядку. Насчет «без территории» — с этим мы совершенно согласны, возражений не будет, потому что тут Ашотян сказал чистую правду. А если нет территории, то и формирование «нового движения» особой пользы не принесет. Мы посмеемся, а Армения потратит ресурсы, которые при наличии более-менее рационального мышления могла бы потратить с большей пользой. Но от некоторых, видимо, нельзя требовать слишком многого. Что же касается Минской группы ОБСЕ, то ее нужно распустить за ненадобностью, по причине торжества международного права и отсутствия предмета обсуждения. Армянское население добровольно покинуло Азербайджан, что зафиксировано отчетом соответствующей миссии ООН, которая посетила освобожденный от сепаратистов Карабах в октябре 2023-го года, а в отчете этой авторитетной организации черным по белому написано следующее: «Миссия посетила город Ханкенди, где группа встретилась с населением и представителями общин и смогла лично познакомиться с ситуацией в области здравоохранения и образования. Миссия не наблюдала нанесения ущерба гражданской и общественной инфраструктуре, включая больницы, школы и жилые дома, а также культурной и религиозной инфраструктуре. Наши коллеги не получали сообщения — ни от местного населения, ни от других — о насилии в отношении гражданских лиц. Никаких разрушений сельскохозяйственной инфраструктуры или мертвых животных члены команды ООН также не увидели».
Так что — расходитесь, потому что кино уже закончилось. Страны-сопредседатели могут, конечно, продолжать общаться, но что-то мне подсказывает, что они и сами всё понимают, не маленькие. А если уж совсем начистоту, то этот вопрос раз и навсегда закрыт совершенно не ООН, не МГ ОБСЕ, не ПАСЕ и даже не странами-сопредседателями, а Вооруженными силами Азербайджана.
Как показывает практика, именно Вооруженные силы Азербайджана являются гарантией как территориальной целостности Азербайджана, так и носителями международного права. А нравится это кому-либо или нет — то дело последнее, и интересует нас только в контексте «как это может на нас отразиться». А раз «это» на нас никак отразиться не может, то и интересоваться «этим» мы не собираемся. Правда, соответствующие органы Азербайджана (от МИД до Минобороны) будут внимательно следить за тем, чтобы ни у кого и в мыслях не было сделать нам какую-либо пакость. Помните фразу героя Шукшина из «Калины красной»: «Впредь буду строго наказывать»? Оно самое.
А это, товарищи, цитата из заявления пресс-секретаря МИД Азербайджана Айхана Гаджизаде. Отвечая на вопросы местных СМИ о высказываниях министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна по поводу мирного соглашения и коммуникаций, Гаджизаде сказал: «Для подписания проекта соглашения Армения должна, прежде всего, внести соответствующие изменения в свою Конституцию, в которой сейчас говорится о территориальных претензиях к нашей стране. Армения знает, что у неё есть письменные и подписанные обязательства по открытию коммуникаций, связывающих западные районы Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой, но не выполняла их последние 4 года». Но это логичное и справедливое заявление вызвало негодование у «эксперта по вопросам Азербайджана» Татевик Айрапетян: «Это еще раз доказывает, что Азербайджан не подпишет ни одного документа. Между тем, пока руководство РА хранит молчание по поводу территориальных требований Азербайджана, проводимой государственной политике называть нашу страну «Западным Азербайджаном», Азербайджан продолжает требовать изменения Конституции РА, тем самым напрямую вмешиваясь во внутренние дела РА».
По большому счету, Татевик Айрапетян все понимает правильно: мирный договор нужнее Армении, причем намного нужнее, нам и без него неплохо. А что касается «внутренних дел Армении» — так те дела остаются внутренними делами Армении ровно до тех пор, пока не затрагивают интересы Азербайджана. А Конституция Армении в ее нынешнем состоянии – затрагивает, и этого быть не должно.
На том и стоим, и не можем иначе. Не будем и не собираемся.