Тетрис завис Недоразумение как знак немецкой политики
Как известно, визит президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Армению сопровождался дипломатическим скандалом, о котором уже достаточно рассказано в азербайджанских СМИ, включая Caliber.Az. Не будем снова подробно описывать то, что произошло. Лишь вкратце повторим, что администрация немецкого президента опубликовала в Instagram провокационный пост о несуществующем «нагорном Карабахе», украсив его тетрисной тряпкой бывших армянских сепаратистов.
Не удовлетворившись удалением публикации и вальяжным устным извинением немецкого посла в Азербайджане, официальный Баку проявил принципиальность и потребовал официальных извинений. Решительность азербайджанской стороны возымела действие, и вчера администрация президента ФРГ направила помощнику президента Азербайджана — заведующему отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмету Гаджиеву письменные извинения. «Пост был опубликован в результате технической ошибки и не имеет никакого значения в рамках хорошо известной позиции Германии в отношении территориальной целостности Азербайджана», — гласило, среди прочего, письмо.
Спрашивается, оно вам надо было?
Да, конечно, всё можно списать на недоразумение. Только проблема именно в том и заключается, что это недоразумение носит не случайный, а системный характер. Стоит вспомнить, как в марте 2023 г. во время визита в ФРГ Никола Пашиняна «техническая ошибка», судя по всему, случилась в речевом аппарате канцлера Шольца – ведь озвученные им на совместной с армянским премьером пресс-конференции заявления о «гражданах нагорного Карабаха» вкупе с «самоопределением наций» было впоследствии подчищено на официальном сайте и даже устно дезавуировано компетентными представителями правительства.
Вообще, если проследить за немецкой внешней политикой, то она в последнее время — одно большое недоразумение. Пожалуй, лучше всего ее суть выражает фраза министра иностранных дел этой страны Анналены Бербок о том, что некая «ситуация должна повернуться на 360 градусов». Мы понимаем, что, скорее всего, это была оговорка, но, увы, точнее о немецкой политике не скажешь. Сплошная имитация деятельности, результат которой — полный разворот вокруг своей оси.
Возвращаясь к последнему инциденту, заметим, что он бросает огромную тень на немецкую дипломатию, независимо от того, допущен ли он был случайно или намеренно. Ведь если это было сделано случайно, значит, в аппарате немецкого президента работают некомпетентные люди, что само по себе является тревожным явлением.
Если же это было сделано специально, то… То давайте разбираться. В таком случае выходит, что Берлин выражает свою враждебную позицию по отношению к Азербайджану. А на каких, интересно, основаниях? Из-за чего? Из-за армян? Получается, что, перефразируя слова классика, немцев испортил армянский вопрос?
Не совсем. В данном случае армяне — это не причина, а следствие той парадигмы, в которой существуют немцы после поражения во Второй мировой войне. Устыдившись нацистского наследия и став одним из главных флангов либерального лагеря, они считают своим священным долгом проводить идеологизированную внешнюю политику, якобы направленную на защиту «угнетенных и обездоленных», коими себя давно объявили армяне.
Парадоксально, но даже в этом вопросе они стали капитанами недоразумения.
Оставим даже в стороне международное право и сосредоточимся на столь больном для немцев вопросе идеологии. Мне очень интересно, знают ли в руководстве Германии, что все «карабахское движение» от корки до корки вдохновлялось и было насквозь пропитано идеологией цехакронизма — армянской версией нацизма, чей автор, Гарегин Нжде, нашел покровительство у Третьего рейха и даже поставлял ему солдат? Понимают ли в Берлине, что, размахивая тетрисными недоразумениями, фактически поддерживают крайне правый армянский националистический проект?
Трудно поверить, что они этого не понимают. И как же тогда все это объяснить? Или, может быть, тюркофобия и исламофобия заставляют объединиться все силы европейского политического спектра, и эти феномены, словно могила, уравнивают в своей ненависти социалистов, либералов, христианских демократов и крайних националистов?
Да, очень важно не допускать романтизации немецкой внешней политики. Ведь мы помним, как, начисто забыв про свои «идеалы» и подчиняясь принципу реализма, Германия в 1999 году присоединилась к несправедливому акту агрессии НАТО против Югославии и с воодушевлением бомбила Белград. Это к тому, что Берлину в общем-то не очень подходит выставлять себя маяком защиты угнетенных. Все ходы, как говорится, записаны, и если на планете есть несколько стран, сотрудничество с которыми никак не запятнает Германию, то одна из них – именно Азербайджан.
Вместо того чтобы выделывать неуклюжие па в ритме армянского хоровода, займитесь-ка вы лучше, господа и товарищи немцы, привычным делом – возьмите калькулятор и посчитайте, где и с кем вам выгодно сотрудничать.
Пора кончать с недоразумениями.