The Spectator Australia: Шансы ЕС на выживание равны нулю Перевод Caliber.Az
В журнале The Spectator Australia опубликована статья Эндрю Теттенборна, посвящённая разобщенности Европы на мировой арене. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Неудачный визит Эммануэля Макрона в Пекин на прошлой неделе - нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Это фиаско действительно показало растущую слабость и разобщенность Европы, которая пыталась продемонстрировать силу на мировой арене.
Важным моментом является то, что переговоры с Китаем не входили именно в работу Франции, но в значительной степени касались ЕС. Макрон отправился в Пекин не один: его сопровождала Урсула фон дер Ляйен, которая также безуспешно просила Китай отказаться от поддержки России. Более того, вскоре после этого события председатель Европейского совета Шарль Мишель, которому обычно можно доверять, выразил неожиданную поддержку Макрону. Он осторожно сослался на все более благоприятное отношение европейских лидеров к высказанной Макроном идее о «стратегической автономии» от США.
Эти моменты имеют огромное значение, поскольку из них вытекают три вещи. Во-первых, поскольку отказ Китая был адресован как ЕС, так и Франции, любые притязания ЕС на роль гаранта мягкой силы между Китаем и США теперь значительно ослабли.
Второе - Брюссель довольно ясно дал понять, что предпочитает спокойные отношения с Китаем. Особая осторожность Шарля Мишеля в отношении идеи о том, что Европа должна «систематически следовать позиции Соединенных Штатов во всех вопросах», очень похожа на то, что он скорее поддерживает позицию Франции и, если уж на то пошло, Германии.
В-третьих, следует более скептически относиться к заявлениям о европейском единстве в подобных вопросах. Перед самым вылетом в Америку на переговоры с вице-президентом США премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий нанёс Макрону тщательно продуманный удар. По его мнению, тесные связи с США являются «основой» безопасности Европы. «Вместо того чтобы строить стратегическую автономию от США, - сказал он, - я предлагаю стратегическое партнерство с Америкой». Моравецкий был не одинок. Многие восточноевропейские дипломаты, как можно предположить, в основном из стран Балтии, также были крайне откровенны в отношении позиции Франции, выражая отвращение к идее том, что люди в Европе должны рассматривать позиции Китая и США как что-то эквивалентное, подчеркивая, что настало время сплотиться. С такими взглядами со стороны стран ЕС, имеющих реальный опыт противостояния нелиберальным режимам, идея о том, что Европа будет выступать единым фронтом в вопросах геополитики, кажется несбыточной мечтой.
Все это может предвещать появление нового способа ведения дел в Европе. Традиционная практика, при которой официальный «кивок» из Берлина, Парижа и Брюсселя фактически диктовал позицию блока, сработала не очень эффективно (свидетельством тому являются довольно непродуманные усилия ЕС в урегулировании конфликта между давними врагами - Арменией и Азербайджаном). Поскольку страны Восточной Европы, многие из которых имеют совершенно иные приоритеты, теперь более открыто заявляют о собственной позиции, шансы ЕС на выживание практически равны нулю. Такие государства, как Польша, открыто претендующие на роль ведущей военной державы в ЕС, скорее всего, смогут повести за собой других, убеждая и подавая пример.
Если Брюссель не поймет этот намек, предпочитая ссылаться на официальное обязательство ЕС по ведению общей внешней политики и политики безопасности, он будет и дальше терять значимость.
Во внутренней политике ЕС мы все чаще видим, как политический центр тяжести перемещается на восток. Теперь кажется, что то же самое произойдет и во внешней политике. Предсказуемый ЕС, который мы знали последние 30 лет, быстро исчезает на наших глазах. Нам стоит смириться с этим», - написал Теттенборн.
Перевод: Фарах Мамедли