Узбекистан усилил контроль за экспортом целлюлозы
Узбекистан усилил контроль за экспортом целлюлозы и хлопковой продукции из-за риска санкций. Об этом 21 февраля заместитель премьер-министра Жамшид Ходжаев заявил на открытом диалоге с предпринимателями из Ташкентской области.
Руководитель иностранного предприятия Bumfa Group Asia, производящего бумажные изделия хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, Шакиржон Додожонов заявил о наложении с 7 января запрета на экспорт со стороны Таможенного комитета. Однако госорганы не называют причину запрета. В результате 100 сотрудников отправлены в административный отпуск, убыток превысил 2 млрд сумов.
Начальник Департамента внешней торговли МИПТ Иномжон Абдурахмонов сообщил, что порядок выдачи заключения уже разработан и скоро будет внесен в Кабинет министров. После утверждения порядка ведомство сможет выдать свое заключение.
«Я хочу напомнить предпринимателям, что целлюлоза и похожая на нее продукция не попали под запрет, а находятся под контролем — строгим контролем. Он осуществляется не со стороны Узбекистана, а со стороны всех крупных производителей. Если мы не проведем необходимые проверки, вся система окажется под санкциями. В этом случае невозможно будет получить деньги, они не смогут циркулировать, что приведет к очень сложной ситуации», — пояснил он.
Вице-премьер сообщил о проведении экспертизы покупателей отечественной хлопковой продукции. Он поручил Министерству инвестиций, промышленности и торговли ускорить процесс выдачи заключения.
Кроме того, предприниматель пожаловался на то, что банки не выдают средства, полученные еще в декабре 2025 года. «Мы на что должны жить», — задался он вопросом.
Заместитель председателя Центрального банка Аброрхужа Турдалиев пояснил, что если экспортные контракты подписаны с подсанкционными компаниями из SDN-листа или фирмами, которые обходят санкции с целью поставок продукции в Россию, банки приостанавливают такие операции.
По его словам, Центральный банк не вводил запрет для банков на выдачу средств, а направил предупреждения. Турдалиев признал, что компании из Узбекистана не могут экспортировать целлюлозу в Россию, так как сырье можно использовать для нужд военно-промышленного комплекса.
Представитель Bumfa Group Asia подчеркнул, что между целлюлозой и хлопковой ватой есть большая разница. Замглавы ЦБ предложил ему провести встречу с банками для обсуждения вопроса заморозки средств.
Другой представитель компании, производящей гигроскопическую вату, пожаловался на запрет экспортировать не только в Россию, но и в другие страны. Вице-премьер поручил ускорить выдачу заключения, отметив, что предприятие работает с европейским производителем средств женской гигиены Bella.
«Я хочу, чтобы экспортеры целлюлозы и хлопковой ваты поняли: как отметил заместитель председателя Центрального банка, мы вынуждены проводить многие процедуры совместно с ними, то есть с контролирующими органами, в том числе по вопросам санкций. Поэтому процесс затягивается. Однако это ненадолго: получив разрешение один раз, вы затем сможете беспрепятственно осуществлять экспорт», — заверил Ходжаев.







