Ядерные тревоги Стокгольма А если завтра война?
В ряды располагающих ядерным оружием государств, судя по всему, мечтает вступить еще одна страна – Швеция. В частности, издание The Telegraph сообщило, что шведское правительство ведет переговоры с Великобританией и Францией о возможном расширении ядерных гарантий для королевства.

«Мы сейчас ведем постоянные дискуссии как с Францией, так и с Соединенным Королевством. Они пока не очень конкретны, и французское (ядерное оружие) является сугубо французским, но Франция открыта для обсуждения с другими странами», – заявил шведский премьер-министр Ульф Кристерссон. Он также отметил, что «пока опасные страны обладают ядерным оружием, разумные демократии тоже должны иметь доступ к нему». По его словам, Стокгольм не видит необходимости размещать ядерное оружие на своей территории сейчас, но в случае войны ситуация может измениться.
Таким образом, по факту шведский премьер продублировал позицию, озвученную им еще в мае 2024-го в интервью Sveriges Radio, в котором он допустил возможность появления в военное время ядерного оружия на территории королевства. «Если на нашей территории будет война, в которую окажется втянута Швеция, то это совершенно иная ситуация. Тогда все страны НАТО получат пользу от ядерного зонтика, который должен существовать до тех пор, пока у России есть ядерное оружие», - сказал он, подчеркнув, что «на шведской территории все решения принимает сама Швеция».

Для начала отметим, что после Второй мировой войны Швеция рассматривала создание ядерного арсенала для защиты от СССР. Однако после подписания страной Договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 году начались работы по сворачиванию исследовательской программы, которые завершились в 1972 году. В марте 2024-го королевство вступило в НАТО и с того момента находится под «атомным зонтиком» Альянса, что само по себе исключает необходимость обладания собственным ядерным оружием. И в этой связи возникают резонные вопросы: «Что подвигло Швецию обратиться к Франции и Великобритании по поводу ядерных гарантий, если она и так входит в орбиту безопасности военного блока?»; «И не является ли это намерение первыми, пусть и не столь явными, шагами на пути к вступлению Шведского государства в клуб ядерных держав?»
Чтобы разобраться в этом, полагаем необходимо провести краткую ретроспективу событий. Начнем с того, что в шведском общественно-политическом пространстве с марта прошлого года стали муссироваться разговоры о необходимости разработки ядерного оружия. Тогда лидер правой партии «Шведские демократы» Йимми Окессон напомнил об опыте Стокгольма в области ядерных технологий, а спустя несколько недель за создание ядерного оружия «со шведским компонентом» выступил специалист Национального института оборонных исследований (FOA) Роберт Дальсье. Эту идею поддержала депутат Европарламента от правоцентристской партии Христианских демократов Алиса Теодореску Маве, допустив, что Швеция должна сыграть свою роль в общей европейской стратегии по ядерному оружию. Правда, на тот момент дальше разговоров дело не пошло.

Что касается нынешней активности шведских властей в вопросе ядерных гарантий, то ряд международных экспертов связывают это с желанием страны снизить зависимость от США. На наш взгляд, такой вывод вполне логичен, если принять во внимание ключевые пункты новой Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов, особенно касающиеся политики в отношении ЕС. Неслучайно этот документ вверг в шок многие европейские государства. Напомним, что в нем Белый дом пересмотрел приоритеты внешнеполитической линии, сместив фокус своего внимания на национальные интересы, а также подчеркнул, в частности, что европейские страны должны сами укреплять собственную оборону. И хотя в документе не зафиксирован прямой отказ Вашингтона от защиты Европы, то есть, обязательства формально сохраняются, однако в нем четко прописано, что основная ответственность за безопасность Старого света должна лежать на самих европейцах.
В свою очередь, шведская газета Dagens Nyheter в январе текущего года писала, что США при Дональде Трампе постепенно отказываются от защиты Евросоюза, ввиду чего страны Северной Европы под руководством Швеции могли бы рассмотреть возможность обладания ядерным оружием. «Необходима дискуссия о ядерном оружии, выходящая за рамки того, как французы и британцы способны защищать весь континент. Нужна ли такая способность в Северной Европе? Сочетание передовых знаний в области ядерных технологий и развитой оборонной промышленности делает Швецию ключевым игроком в этом вопросе», – отмечало издание, подчеркивая при этом, что «политика Трампа повышает риск распространения ядерного оружия».
Таким образом, можно сказать, что триггером, активизировавшим ядерную тематику в Швеции, послужила новая американская Стратегия безопасности в частности и основанная на доктрине «Америка превыше всего» политика Трампа в целом. Это – первый момент.

Второй аспект касается реальной способности Швеции создать свое ядерное оружие. Так, по оценкам ведущего специалиста по ядерному вооружению FOA Мартина Голиафа, стране придется построить всю инфраструктуру для производства необходимых материалов, что потребует огромных инвестиций. С другой стороны, если учесть, что на территории королевства имеются шесть морально и технически устаревших атомных электростанций, об обновлении которых шведские власти не позаботились, то возможность разработки Стокгольмом ядерного оружия без действенной помощи со стороны какого-либо ядерного государства представляется весьма сомнительной.
По всей видимости, Швеция и в данном вопросе будет искать поддержки Франции и Великобритании, но станут ли они оказывать ей помощь в разработке оружия массового поражения – это уже дилемма. Более реальным представляется расклад, при котором Париж и Лондон все-таки обеспечат королевству защиту посредством своих ядерных арсеналов, но не более того. В свете этого можно утверждать, что вероятность появления в ближайшей перспективе новой ядерной державы среди государств – членов НАТО равна нулю.







