Ynet: Что стоит за беспрецедентной напряженностью между Израилем и Турцией?
Последние действия Израиля в Сирии — усиление воздушных атак, расширение буферной зоны, налаживание отношений с друзами и курдами — отражают отсутствие четкой политики и целей, при этом политическое и военное руководство «ведет огонь во всех направлениях».
Как пишет Ynet, израильское правительство продолжает избегать четкого выражения своей стратегии на сирийской арене. В отсутствие официальной политики наблюдателям остается только расшифровывать его намерения на основе разрозненных военных действий и политических заявлений. Результатом является картина растущей неопределенности и потенциально опасной эскалации.
Нигде эта двусмысленность не проявляется так явно, как в Сирии. Армия обороны Израиля увеличила количество авиаударов по ряду вооруженных группировок по всей стране, усилила свое присутствие в буферной зоне вдоль Голанских высот и наладила отношения с внутренними сирийскими акторами, включая друзское и курдское население.
Эти шаги отражают политику, которую некоторые описывают как «стрельбу во всех направлениях», лишенную четкой направляющей цели. За последние две недели напряженность в отношениях с Турцией достигла нового пика, которая поддерживает сирийского лидера Ахмада аль-Шараа и стремится расширить свое влияние в Сирии.
Отмечается, что израильские ВВС нанесли удары по четырем аэропортам, включая авиабазу Т4 около Пальмиры в провинции Хомс. Турецкие войска якобы готовились к развертыванию на этой базе, в частности, подразделения, эксплуатирующие беспилотники и БПЛА.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху ответил суровым предупреждением: намерение Турции создать военные плацдармы в Сирии представляет прямую угрозу безопасности Израиля. Министр обороны Исраэль Кац пошел еще дальше, выступив с прямой угрозой в адрес аль-Шараа и заявив, что Израиль не допустит враждебного укрепления в Сирии и привлечет Дамаск к ответственности.
Анкара, со своей стороны, попыталась разрядить ситуацию. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что Турция не стремится к конфликту с Израилем и что будущее Сирии должно решаться сирийским правительством. Примечательно, что его комментарии были произнесены на английском языке во время встречи НАТО в Брюсселе — явно рассчитанные на западную аудиторию.
«Турция серьезно относится к военной активности Израиля в Сирии», — сказал доктор Хай Эйтан Коэн Янарокак, специалист по турецким делам. «Анкара срочно вызвала аль-Шараа для координации ответа».
Турецкий аналитик Мустафа Озджан добавил, что Анкара рассматривает Сирию как стратегический приоритет. «Турция не уступит эту арену Израилю», — сказал он. Аналитик отмечает, экономические интересы Турции в Сирии, включая предлагаемый газопровод из Катара через Сирию в Турцию и далее в Европу. Анкара опасается, что действия Израиля могут сорвать этот проект.
Газета отмечает, что Израиль и Турция начали обсуждать механизм координации, аналогичный тому, который Израиль поддерживал с Россией до краха режима Асада.
Арабский мир остается в значительной степени пассивным, наблюдая, как две неарабские региональные державы борются за влияние в Сирии. Хотя многие арабские государства опасаются Турцию, но они рассматривают ее как меньшее зло по сравнению с иранским влиянием или крахом сирийского государства. Некоторые подозревают, что истинная цель Израиля — раздробить Сирию, в то время как Турция, стремится сохранить стабильное государство под своим влиянием.
Амира Орон, бывший посол Израиля в Египте и бывший посланник в Анкаре, предостерегла от превращения Турции в еще одного противника, подобного Ирану.
«Несмотря на враждебность Эрдогана, Турция играет ключевую роль в стабильности Сирии. Израилю лучше вступить в дипломатические отношения с Анкарой, чем рисковать военным столкновением», — сказала она.