C5+1 и TRIPP: США формируют новую архитектуру региона Каспия Статья The National Interest
В американском журнале The National Interest опубликована статья старшего директора New Lines Institute Евгения Чаусовского, посвящённая геополитическим изменениям в Каспийском регионе. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
«В то время как затяжные конфликты в Украине и Ближнем Востоке продолжают уносить человеческие жизни и вызывать сбои – от торговли и транзита до производства энергии – между этими двумя аренами находится стратегически важный регион. Это регион Каспия, который претерпевает значительные преобразования, в ходе которых достигаются дипломатические прорывы и укрепляются усилия по развитию международной инфраструктуры и энергетической взаимосвязанности, в немалой степени благодаря взаимодействию с США.
Одним из показательных примеров стало заявление министра экономики Армении Геворга Папояна от 6 ноября о том, что страна получила партию зерна из Азербайджана. Хотя объём был относительно небольшим, эта партия стала первой прямой трансграничной торговлей между двумя странами после распада Советского Союза в 1991 году. На протяжении большей части последующих трёх десятилетий Баку и Ереван находились в состоянии войны. Международное посредничество не принесло результатов.
Однако в начале 2020-х годов геополитические реалии начали меняться. Участие России в конфликте в Украине, внимание США и ЕС к этому противостоянию и появление таких региональных игроков, как Турция, позволили Азербайджану (наряду с ростом его экономической и военной мощи) укрепить свои позиции по отношению к Армении. Начиная с 2020 года и достигнув кульминации в 2023 году, Баку проводил военные операции по возвращению Карабаха и прилегающих территорий, захваченных армянскими силами в первые годы конфликта.
Руководства обеих стран воспользовались этим изменением курса как средством для начала процесса дипломатической нормализации. Баку стремился обеспечить доступ к Нахчывану и расширить связи с Турцией и далее с Европой, в то время как Ереван хотел выйти из изоляции и наладить собственные связи в регионе и за его пределами.
Процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном сопровождался многочисленными трудностями. Тем не менее, Баку и Ереван продолжали постепенно продвигаться вперёд. Этот процесс был ускорен очередным геополитическим сдвигом – на этот раз в США.
Победа Трампа на президентских выборах в 2024 году положила начало быстрой и радикальной перестройке внешней политики Америки. Президент США стремился пересмотреть соглашения, чтобы получить экономические выгоды для страны, охватывая всё: от использования взаимных пошлин для заключения новых торговых соглашений до привлечения инвестиций и обеспечения более широкого доступа к минеральным ресурсам.
Ключевым направлением этого подхода является прекращение затяжных войн и международных споров, которые подрывали экономическую и торговую активность. Хотя реализация этой стратегии оказалась сложной в таких конфликтах, как российско-украинская война и противостояние на Ближнем Востоке, Каспийский регион оказался готовым к подходу новой администрации. При участии Трампа в августе было подписано мирное соглашение (совместная декларация – Ред.) между Азербайджаном и Арменией, что также совпало с объявлением о проекте «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP), направленного на укрепление региональных связей.
Запуск этой инициативы был обусловлен рядом других документов, включая меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнёрству между США и Азербайджаном в сфере энергетики и развития Южного газового коридора, а также ряд соглашений между Америкой и Арменией в области инфраструктуры и развития технологического потенциала. Вашингтон также участвовал в параллельном процессе нормализации дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой, который, в случае его реализации, будет способствовать дальнейшему развитию региональной взаимосвязанности.
Возможно, не менее важно то, что США обратили свой взор и на другую сторону Каспийского моря, заключив несколько соглашений со странами Центральной Азии. В начале ноября Трамп принял каждого из пяти лидеров государств региона на саммите в Вашингтоне (C5+1). На этой встрече были подписаны многочисленные соглашения в области энергетики, транспорта и важнейших полезных ископаемых.
Таким образом, Каспийский регион стал важнейшим примером транзакционной внешней политики администрации Трампа. Регион обеспечивает Америке экономические выгоды, такие как доступ к энергетическим и минеральным ресурсам, а также согласуется со многими ключевыми дипломатическими инициативами президента США. Сюда входит недавнее включение Казахстана в Соглашения Авраама в рамках более широкой ближневосточной стратегии Трампа, что даёт Америке рычаги влияния на Китай посредством критически важных минеральных ресурсов в геополитическом соперничестве с Пекином.
Государства региона обеспокоены тем, что администрация Трампа может потерять интерес и переключиться на другие сферы. Однако, если существенный дипломатический импульс в отношениях между США и прикаспийскими странами будет воплощен в действенную и устойчивую реализацию мер по улучшению взаимосвязанности, это может стать поистине преобразующим фактором для Каспийского региона и, возможно, далеко за его пределами», – написал Чаусовский.
Перевод: Фарах Мамедли







