Euractiv: Гендерный вопрос в Украине, Иране и Афганистане стал самым актуальным в 2022 году Перевод Caliber.Az
На европейском сайте еuractiv.com опубликована статья, посвящённая гендерному неравенству и жестокому обращению с женщинами в Украине, Иране, Афганистане. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
По словам представителей Организации Объединённых Наций (ООН), 2022 год стал для многих годом, полным фактов насилия в отношении женщин в Иране, Украине и Афганистане, попавших в заголовки международных СМИ. Однако это лишь часть тенденции, которая постепенно проникает во все сферы общественной жизни.
Директор брюссельского отделения структуры «ООН-женщины» Дагмар Шумахер и региональный директор ООН в Бельгии Камилла Брукнер встретились с Еuractiv, чтобы обсудить прогресс в Европе и положение женщин после реализации 16-дневных активных действий против гендерного насилия.
«Важно признать тот факт, что этот феномен, который актуален не в одной стране, не в одном регионе и не в одной экономической сфере, встречается повсюду. Это то, что мы можем остановить, если мужская половина общества переменит свое поведение», - сказала Брукнер.
Этот год был тяжелым для женщин как в Европе, так и за ее пределами. После вторжения России в Украину в феврале 2022 года женщины были вынуждены спасаться бегством, одновременно сталкиваясь с отсутствием доступа к репродуктивному медицинскому обслуживанию и подвергаясь гендерному насилию.
В Иране женщины начали протестовать после того, как Махса Амини была убита полицией нравов. Однако протестующие встретили жестокое сопротивление. В то же время в Афганистане талибы лишили женщин трудовых и социальных прав, запретив им посещать университеты.
Но проблема гендерного насилия остается актуальной даже в тех странах, где нет войны или деспотичных режимов.
«Каждая третья женщина подвергалась психологическому или сексуальному насилию, и каждые 11 минут умирала одна женщина», - говорит Брукнер.
Недавний отчет Европейского института гендерного равенства показал, что почти каждая вторая женщина в ЕС сталкивалась с принудительным контролем (схема запугивания, деградации, изоляции и контроля с применением или угрозой физического или сексуального насилия – Ред.) или психологическим насилием.
«Я думаю, что люди не всегда осознают масштабы проблемы, считая, что она всегда где-то в другом месте. Но на самом деле она повсюду», - говорит Брукнер.
Борьба за свободу в Иране
В Иране ООН работает над поддержкой женщин, борющихся против репрессий и отстаивающих свои фундаментальные свободы.
«Наши коллеги на местах предоставляют информацию и разведданные. Это позволяет нам поддерживать женщин на расстоянии, не подвергая их еще большему риску», - сказала Брукнер.
ЕС ввел санкции из-за нарушения прав человека против полиции нравов и 11 должностных лиц, включая министра информационных и телекоммуникационных технологий Ирана, обвинив их в участии в подавлении протестов. Но это не конец: многое еще предстоит сделать.
«ЕС должен продемонстрировать четкую решимость в поддержке тех, кто борется за свободу как внутри Ирана, так и за его пределами», - сказала заместитель председателя Комитета по правам женщин и гендерному равенству (FEMM) Радка Максова, добавив, что необходимо ввести дополнительные санкции против иранского режима.
Представители ИРИ утверждали, что распустили полицию нравов, но даже если это так, у правительства есть много других способов отслеживать, контролировать и наказывать протестующих за выражение несогласия с режимом.
Кроме того, 14 декабря Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), состоящий из 54 членов, принял резолюцию об исключении Ирана из Комиссии по положению женщин на оставшийся четырехлетний срок.
Женщин под властью талибов
В Афганистане талибы ужесточили ограничения с момента захвата ими контроля над страной 15 августа 2021 года. По данным структуры «ООН-женщины», существует тонкая грань между оказанием помощи женщинам на местах и недопущением оказания поддержки талибам.
По словам Шумахер, уровень занятости женщин в Афганистане снизился на 28%.
«Нам необходимо продолжать оказывать поддержку женщинам, предоставляя возможности для экономической занятости. Более того, необходимо выяснить реальные потребности женщин в Афганистане, а не решать всё за них», - сказала она.
Максова из FEMM сказала Euractiv, что ЕС должен продолжать давить на Талибан, чтобы восстановить «хотя бы основные права женщин - образование, медицинское обслуживание, трудовые права и свободу передвижения без сопровождения».
Последствия войны в Украине
«С начала вторжения России в Украину 8,3 миллиона украинцев, из которых 80% - женщины, стали вынужденными переселенцами. Женщины там подвергаются сексуальному и гендерному насилию», - сказала Euractiv депутат Европейского парламента Мария Евгения Родригес Палоп.
Палоп добавила, что евродепутаты призвали государства-члены и ЕС «выявить и привлечь к ответственности торговцев людьми, которые наживаются на эксплуатации женщин-беженок, нуждающихся в безопасной транспортировке».
«Мы действительно пытаемся организовать семинары для женщин, чтобы они прошли обучение и получили больше возможностей для принятия ответных мер в кризисной ситуации», - добавила Шумахер.
Какие меры принимает ЕС?
Комитет FEMM и Европейский парламент наблюдали за ситуацией с афганскими, иранскими и украинскими женщинами, слушая показания тех, кто борется за свои права, следя за развитием событий и принимая резолюции парламента, осуждающие агрессию в отношении женщин.
24 ноября Европейская комиссия запустила телефонную линию доверия ЕС для женщин, подвергающихся насилию. «Я считаю это чрезвычайно важным и благоприятным событием», - сказала Брукнер.
И Брукнер, и Шумахер согласились с тем, что следующие шаги в борьбе с насилием в отношении женщин включают участие большего количества мужчин, выступающих в их защиту и преодолевающих социальные нормы и стереотипы.
Согласованные усилия некоторых европейских стран по гендерному вопросу повышают осведомлённость женщин и девочек об этой проблеме.
«Новые поколения женщин и девочек более уверены в себе: они не станут играть по старым правилам», - добавила Брукнер.
Перевод: Фарах Мамедли