Франция на алтаре власти Макрона Статья в албанских СМИ
На албанском сайте Pamfleti опубликована статья, посвящённая политическому хаосу во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Когда Эммануэль Макрон был избран президентом Франции, он казался олицетворением ветра перемен, дующего над стареющей Европой. По крайней мере, таким его представляли. Семь лет спустя он оказался на стадионе, где смотрел церемонию закрытия Паралимпийских игр. После того как ультраправые добились успеха на июньских общеевропейских выборах, Макрон назначил внеочередные парламентские выборы, что было воспринято как маргинальный риск, направленный на сохранение себя в роли регулятора. Однако он не рассчитывал на то, что левые так удачно сплотятся.
«Новый народный фронт» успешно противостоял партии Ле Пен, получив больше мест во втором туре и послужив стратегии республиканской мобилизации против «лепенизма». Однако Макрон отказал левым в праве сформировать правительство под предлогом «стабильности». После бесконечных препирательств он наконец назначил премьер-министром Мишеля Барнье. Даже если слухи о том, что Марин Ле Пен принимала участие в переговорах, не подтвердятся, скоро станет ясно, будет ли новое правительство править страной с позиции крайне правых. В итоге, Макрон был спасён, Франция получила правительство, а Ле Пен стала фактическим лидером. Всё решено!
На самом деле ничего не было решено. Французское общество по-прежнему расколото, поскольку кризис доверия к политической системе углубляется. Это не теоретическая схема или абстрактная концепция, кризис доверия – это растущая отстранённость людей от политической системы, то, что в терминологии называется антисистемностью. Но что же подпитывает антисистемный двигатель в обществах?
Его топливо – социальное и институциональное. Всё более широкие слои населения чувствуют себя уязвимыми в эпоху многочисленных кризисов. Реакция на эту материальную и психическую незащищённость может быть консервативной (национальная замкнутость, протекционизм, приписывание всех бед иммиграции) или прогрессивной (социальная справедливость, перераспределение, эмансипационная политика), но в любом случае это реакция на общественную проблему.
Проблему, которую «президент богатых» Эммануэль Макрон не решил. С процедурной точки зрения, согласно французскому конституционному порядку, Макрон может назначить премьер-министром даже «своего садовника». Однако он принципиально не соблюдает основополагающую функцию демократии и выборов, которая заключается в политическом представительстве.
«Новый народный фронт» был тем политическим органом, который выполнял республиканскую задачу по блокированию продвижения «лепенизма». Отсутствие права голоса в управлении страной два месяца спустя практически подрывает демократическую волю относительного большинства граждан.
Хуже того, антидемократический подход ничего не даёт для устранения глубокой поляризации французского общества. Макрон построил свою власть на основе упрощённой схемы: он утверждал, что представляет просвещенный центризм против двух антисистемных «крайностей». Вмешательство в план Макрона привело к смещению этого «центристского» полюса в пользу крайних правых, спешащих управлять и навязывать политику национальных предпочтений, с одной стороны, и объединённых левых – с другой.
Макрон решил демократическим путем сделать невидимым один столп поляризованной французской политики и кооптировать другой, который до вчерашнего дня он осуждал. Как можно доверять такой демократии?» – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли