Исламофобия в Нидерландах: мусульманам тут небезопасно Статья Hyphen Online
На британском сайте Hyphen Online опубликована статья, посвящённая растущей исламофобии в Нидерландах. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из данного материала.
«Самира Бубкари, соучредитель Meld Islamofobie – единственной в Нидерландах организации по борьбе с исламофобией, – рассказала о недавно поступившем ей звонке. В прошлом месяце молодая голландская учительница-мусульманка отправилась на собеседование. Впоследствии ей позвонили из школы и сказали, что не хотят нанимать человека, носящего хиджаб. Если недавно получившая квалификацию учительница была шокирована таким наглым пренебрежением голландскими законами о религиозной дискриминации, то Бубкари совсем не удивилась.
С тех пор как ультраправая «Партия свободы», лидер которой Герт Вилдерс предложил запретить мечети и Коран, заручилась большой поддержкой в Нидерландах, Бубкари всё чаще слышит подобные истории. «Десять лет назад это не происходило бы в такой открытой форме», – сказала она.
Meld Islamofobie, что в переводе с голландского означает «Сообщи об исламофобии», начала свою деятельность как страница в Facebook, созданная после терактов 2015 года в Charlie Hebdo, которые спровоцировали всплеск антимусульманской ненависти не только во Франции, но и во всей Европе. Бубкари и два соучредителя – социолог Ибтиссам Абаазиз и антрополог Рахма Бавелаар – познакомились благодаря антирасистской деятельности и слышали истории о том, как мусульман, особенно женщин в хиджабах, оплевывали или называли «террористами» на публике.
Их идея заключалась в том, чтобы собрать доказательства притеснений и заставить власти принять меры. Голландская полиция регистрирует исламофобию только в рамках более широкого расследования религиозной дискриминации, но, как объяснила Бубкари: «В исламофобии есть расовый элемент, поэтому религиозная дискриминация её не покрывает».
Однако за страницей в Facebook стоял и гуманитарный импульс. «Мы хотели создать безопасное пространство, где люди могли бы получить признание того, что то, что они пережили, – ненормально», – сказала Бубкари.
В 2019 году Meld Islamofobie опубликовала первый всеобъемлющий отчёт об исламофобии в Нидерландах. Исследование показало, что женщины, носящие хиджабы, становятся объектом около 90% уличных домогательств. Около 58% из них происходили средь бела дня, когда с женщинами были дети. Большинство виновников – белые мужчины в возрасте от 35 до 50 лет. «Если с вами дети, вы чувствуете себя особенно уязвимыми, так как хотите их защитить», – сказала Бубкари.
Сегодня организация Meld Islamofobie регулярно сотрудничает с адвокатами, группами, оказывающими психологическую поддержку, и рядом известных антидискриминационных организаций, таких как Discriminatie.
В ноябре прошлого года «Партия свободы» получила больше всего мест на всеобщих выборах в Нидерландах. Сейчас она возглавляет четырехстороннее коалиционное правительство, которое пообещало ввести самые жестокие иммиграционные законы. Отчёт Meld Islamofobie, который должен быть опубликован в январе 2025 года, показал, что 82% голландских мусульман считают, что исламофобия усиливается, а 83% за последний год чувствовали себя в меньшей безопасности.
Бубкари утверждает, что риторика и политика правительства, рассматривающая мусульман как угрозу безопасности, способствуют росту исламофобии в Нидерландах. Например, в 2021 году стало известно, что голландские политики распорядились провести тайные расследования в отношении мечетей. Meld Islamofobie особенно отметила рост числа сообщений об открытой институциональной дискриминации, подобной той, с которой столкнулась молодая женщина, получившая отказ в работе преподавателя.
Исследователь из университета Неймегена Самира Азабар сказала, что сбор данных об исламофобских актах должен стать приоритетом во всей Европе.
«Правительства смотрят на мусульман как на опасные объекты, которые нужно контролировать и расследовать», – сказала она, пояснив, что большинство академических исследований, касающихся мусульманских общин в Европе, сосредоточены на терроризме и радикализации, в то время как масштабы и влияние исламофобии практически не учитываются», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли