Истерика Парижа и реальность Баку В чём страхи Франции?
Начался год 2025-й. А для президента Франции Эммануэля Макрона будто продолжается предыдущий. Всё те же лозунги, тезисы, небылицы и оправдания. И, естественно, одна из первых в макроновском ряду – антиазербайджанская тематика. Да и может ли быть по-другому, если Макрон не меняет своего амплуа?
Вот и на традиционной встрече с французскими послами и дипломатами Макрон вновь сел на свой излюбленный проармянский конек. Причем довольно своеобразно. Так, заявив об «измене» Москвы «союзническим отношениям» с французской сестрой, он высказался о поддержке Россией «деятельности» Баку. Вслед за чем приступил к очередной порции стенания о «нападках Азербайджана на Елисейские поля» в плане «неприемлемого вмешательства в дела многих заморских территорий, в частности Новой Каледонии». Как выразился Макрон, Баку якобы «не понимает нашу защиту международного права и Армении, считая, что таким образом решает вопрос».
МИД Азербайджана оперативно, как всегда, отреагировал на очередную порцию французских инсинуаций, обратив внимание на тот факт, что Париж, так любящий именовать себя поборником международного права, ни разу не удосужился подвергнуть критике «грубое попрание его норм и принципов в отношении Азербайджана, политику проводимых Арменией этнических чисток, массовых убийств и преступлений против человечества». Осудило внешнеполитическое ведомство Азербайджана и позицию Франции, ставящую под сомнение суверенитет нашей страны и подготавливающую Армению к реваншизму путем ее вооружения. В контексте же лживых утверждений Макрона в направлении темы «Баку – заморские территории Франции», до официального Парижа был доведен призыв не перекладывать на Азербайджан причины собственного провала в тех регионах.
В свете рассматриваемого, прежде всего, проявляются два вопроса. Наверняка, представители французского посольства в Азербайджане довели до Макрона информацию о широком обсуждении на азербайджанской (да и не только) площадке вопиющих заявлений первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, открыто признающих правомерность осуществленных против азербайджанского народа этнических чисток как на территории Западного Азербайджана, так и Карабаха с Восточным Зангезуром, осуществленных армянскими военными преступниками. В связи с чем и высвечивается первый вопрос: считает ли Макрон эти действия наших географических соседей соответствующими международному праву?
Второй же вопрос несет несколько иную направленность. Неужели президент Франции, называющей себя сторонницей лозунга «Свобода, равенство, братство», считает допустимым осуществлять в XXI веке неоколониальную политику в отношении ряда государств? К тому же официально именуя их «своими заморскими территориями»? По всей видимости, так и считает. Но в таком случае на каком основании он подвергает критике позицию Баку, всегда выступающего с точки зрения защиты прав угнетенных и унижаемых народов?
Вместе с тем, Макрон, видимо, сам того не осознавая, прекрасно демонстрирует всему миру силу сегодняшнего Азербайджана. Дело тут в том, что тема антиколониальной позиции, занимаемой Баку (пусть она и преподнесена Макроном как «вмешательство в заморские территории Франции»), была высвечена французским президентом в одном ряду с актуализированными им вопросами переговорного процесса между Украиной и Россией; взаимоотношений европейского континента с будущей администрацией Дональда Трампа; усиления оборонной промышленности Евросоюза; важности «трезвого взгляда» на последние события в Сирии; детального рассмотрения ситуации внутри и вокруг Ирана и т. д.
Говоря другими словами, представляя мировому сообществу взгляд с Елисейских полей на важнейшие мировые процессы, Макрон включил в их перечень борьбу Азербайджана против колониальной политики Франции. Тем самым линия Баку в данном векторе оказалась в центре внимания мировых держав. Хотя, скорее, к этому ракурсу в значительно большей степени проявится интерес со стороны угнетаемых Францией государств. Да, они и раньше чувствовали поддержку азербайджанского народа (начиная с периода возглавления Азербайджаном Движения неприсоединения и предпринятыми с берегов Каспия шагами в период пандемии). Однако в свете того, что сегодня и сейчас борьба Баку против колониализма помещена в ряд важнейших геополитических аспектов, страны, свобода которых подавляется Францией, с еще большим рвением начнут вести борьбу за свои попранные права. В особенности в связи с успешной деятельностью Бакинской Инициативной Группы (БИГ).
А потому можно лишь со снисходительной улыбкой отнестись к упоению, с каким армянские информационные ресурсы цитируют высказывания Макрона в преломлении к Южному Кавказу. Все-таки какой необоснованный пиетет в Армении испытывают к этому лицу. Просто поразительно. Ну неужели на армянской политической площадке не видят слабости и недальновидности французского президента? Неужели в Ереване нет осознания того, что Париж потерпел геополитическое поражение не только в преломлении к Африке, но также на российско-украинском поле и Ближнем Востоке?
Хотя, быть может, политический истеблишмент Армении испытал восторг от того, что на фоне своего новогоднего обращения к французам Макрон говорил о «единой стране от Сен-Дени до Таити». Но верит ли сам Макрон в это единство, если он фактически открыто высказал опасения из-за уверенной позиции Баку в ракурсе непринятия неоколониальных замашек Парижа?
В общем, пусть милуются дальше. На этом фоне Азербайджан продолжает четко следовать по пути укрепления своего мирового авторитета.