Людовик XVI, Наполеон III, Шарль де Голль: чью судьбу повторит Макрон? Статья The Connexion
На французском сайте The Connexion опубликована статья, посвящённая политической нестабильности во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Недавно мы писали о проблемах, с которыми столкнулся премьер-министр Франции Франсуа Байру, пытаясь обеспечить экономию в размере 43 миллиардов евро. В связи с этим оппозиция мобилизуется.
Движение «Bloquons tout» («Блокируем всё») пригрозило начать акции протеста, которые с 10 сентября парализуют Францию. Оно надеется, что демонстрации заставят Байру пойти на уступки, хотя наиболее вероятным исходом будет его отставка с поста премьера.
Если это произойдёт, трудно представить, как президент Макрон найдёт того, кто обладает достаточным авторитетом (и склонностью к суициду), чтобы занять эту должность. Скорее всего, французский лидер будет вынужден вновь распустить Национальное собрание.
Питаемый этой надеждой лидер крайне левой партии «Непокорённая Франция» (LFI) Жан-Люк Меланшон поддержал «Bloquons tout». Обосновывая свою позицию, он настаивал, что его главная цель – остановить реализацию того, что он назвал «деструктивными» предложениями по жёсткой экономии.
Традиции протеста
Подобная риторика сопровождала каждое крайне левое движение со времён Французской революции 1789 года.
Протесты, которые обычно довольно быстро перерастают в гражданские беспорядки, являются признанной частью политической культуры Франции. Начиная с лета 1789 года и до казни Людовика XVI Париж и другие крупные французские города, в частности Лион, были охвачены насильственными протестами, которые время от времени вспыхивали даже после провозглашения республики.
Протесты стали обычным явлением для недовольных французских граждан. В 1830 году в Париже произошли беспорядки с целью свержения правления Карла X, которые увенчались успехом. За ним последовало восстание 1832 года, направленное против июльской монархии Луи-Филиппа, которое Виктор Гюго увековечил в романе «Отверженные».
Это стало образцом для последующих волнений: улицы были забаррикадированы, и начались ожесточенные столкновения. К моменту, когда властям удалось подавить восстание, число жертв превысило 800 человек. Июльская монархия окончательно рухнула в результате Февральской революции 1848 года, когда масштабы демонстраций стали настолько велики, что власти не смогли их контролировать. В результате король был вынужден отречься от престола.
После 1848 года происходили новые вспышки. Восстание 1870 года сопровождалось осадой Парижа пруссаками, а другой бунт, вспыхнувший в следующем году, привёл к созданию Парижской коммуны.
На протяжении всего периода существования Третьей Республики характер протестов несколько изменился, и их основной формой стали насильственные действия, связанные с забастовками. Исключением стала массовая акция в 1934 году, организованная сторонниками крайне правых сил, в частности монархической группой Action française («Французское действие»).
Многие из них были ветеранами Первой мировой войны, которые с сожалением наблюдали за тем, в каком направлении двигалась страна, и в конце концов были спровоцированы увольнением антикоммунистического начальника полиции Парижа. Были возведены баррикады, велись уличные бои, полиция подвергалась обстрелу. Полицейские открыли огонь по участникам беспорядков и убили 17 человек; более 2000 были ранены. Протестующие требовали отставки левоцентристского правительства Эдуара Даладье и добились своего.
В течение двух лет вернулся более привычный тип протеста – всеобщая забастовка, в которой участвовало более миллиона человек.
В послевоенный период наиболее заметными беспорядками были события 1968 года, когда в течение нескольких недель продолжались массовые акции протеста, возглавляемые студентами, сопровождавшиеся столкновениями и возведением баррикад. Они в значительной степени повлияли на решение президента Шарля де Голля уйти в отставку.
Современные протесты
В последние годы гражданские беспорядки стали гораздо более распространенным явлением. Иногда они носят расовый подтекст, поскольку Франция перестала быть монокультурным обществом.
Группы интересов также используют новые методы – в частности, блокады и другие формы нарушения повседневной деятельности – для выражения своего недовольства политикой и отказом правительства прислушиваться к их мнению.
Наиболее заметными были протесты «жёлтых жилетов», которые вспыхнули в период первого президентского срока Эммануэля Макрона.
Если движение «Bloquons tout» получит решительную поддержку со стороны левых, то оно может оказаться гораздо более разрушительным, чем «жёлтые жилеты». Независимо от этого, партия LFI обещает вынести вотум недоверия и отправить правительство Байру в отставку.
Летом 2024 года Макрон просчитался, назначив парламентские выборы, результаты которых оказались для него неожиданными. Новое голосование может оставить его с Национальным собранием, в котором власть будет разделена между крайне левыми и правыми.
Возможно, Макрону было бы приятнее, если бы люди просто блокировали дороги или портили инфраструктуру», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли