Макроновская Франция ввергает Европу в кризис Статья The Daily Telegraph
В британской газете The Daily Telegraph опубликована статья Мэтью Линна, посвящённая серьезным экономическим проблемам, с которыми столкнулась Франция. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«После выхода Великобритании из Европейского союза Париж мог превратиться в финансовый центр континента. Государственный бюджет позволял создать стартап-нацию и преобразовать промышленную базу. А реформы системы социального обеспечения помогли бы сократить расходы и привлечь больше людей к трудовой деятельности.
План президента Макрона по преобразованию экономики Франции всегда был амбициозным. Но когда выяснилось, что дефицит бюджета на 2023 год оказался гораздо выше ожидаемого и составил 132 млрд фунтов стерлингов (165 млрд долларов), стало очевидно, что макроновский проект провалился.
Цифры оказались неутешительными. Данные показали, что дефицит бюджета Франции в 2023 году составил 5,5% ВВП, что стало крупнейшим значением в развитых государствах и значительно превзошло прогнозы.
Даже после восстановления страны от пандемии, изменений в пенсионной системе, которые привели к беспорядкам в прошлом году, и сокращений энергетических субсидий Франция даже на шаг не приблизилась к балансу.
«Ситуация серьезная, – признал премьер-министр Габриэль Атталь. – Необходимо сокращение долга Франции, потому что страна с высоким уровнем задолженности —не свободная страна».
В период второго президентского срока Макрона Франция находится далеко не там, где должна была быть. Предполагалось, что администрация, выступающая за бизнес, перезагрузит экономику, создаст новые отрасли и сохранит в неприкосновенности социальную модель с высоким уровнем благосостояния. Финансы, технологии и «зеленая» энергетика должны были заменить автомобили и предметы роскоши в качестве ядра французского ренессанса. На бумаге это была хорошая стратегия. Но на данный момент она мало чем может помочь.
По прогнозам Международного валютного фонда, рост французской экономики в этом году составит всего 0,9 %. Уровень государственных расходов остается высоким, и мало что указывает на то, что правительство сможет собрать достаточно средств для дальнейших действий.
Когда Макрон вступил в должность, соотношение долга к ВВП составляло около 95 %. При нём оно выросло до 110 %, что является третьим по величине показателем в еврозоне, уступая лишь Греции и Италии. Франция также занимает третье место в мире по объему непогашенного долга, уступая лишь США и Японии. Она активно берет в долг у других стран, по сути, заимствуя почти треть ВВП. При этом реальный рост экономики крайне незначителен, и нет никаких возможностей для возвращения денег.
Уже наблюдаются признаки беспокойства рынков по поводу уровня задолженности как Франции, так и Италии.
«В Европе грядет ещё один финансовый кризис – кризис европейской социально-политической модели с серьёзными последствиями для фискальной и финансовой стабильности, - утверждалось в аналитическом отчете консалтинговой компании Eurointelligence на прошлой неделе. – Канарейкой в шахте являются бюджетные дефициты во Франции и Италии – более 7 и 5 процентов на 2024 год соответственно».
Это действительно так. Во Франции и так тяжелое налоговое бремя, так что возможности для выжимания дополнительных доходов из граждан или компаний невелики. Также нет политической воли для сокращения государственных расходов.
Учитывая обязательства Макрона по увеличению расходов на оборону и расширению субсидий для повышения рождаемости, политики, похоже, намерены тратить ещё больше.
Рано или поздно Франция может столкнуться с триггером, который убедит глобальных инвесторов в том, что фискальная консолидация этой страны неустойчива.
Членство в ЕС помогло уберечь Францию от этого, поскольку предполагалось, что глубокие карманы Европейского центрального банка, а также немецкого правительства будут готовы предоставить помощь в случае необходимости.
Но история показывает, что на рынках стратегия действует только до того момента, когда она внезапно перестает работать. Теперь всем стало ясно, что фискальная консолидация Франции неустойчива, что она никогда не погасит свой долг и не сможет расти достаточно быстро, чтобы вернуть коэффициенты к приемлемым уровням.
Это может произойти в этом году или в следующем, или это может быть отложено до конца срока полномочий Макрона в 2027 году. Но в какой-то момент рынки потеряют доверие. И если подобное произойдет, то это станет настоящей катастрофой для всей еврозоны», – написал британский журналист.
Перевод: Фарах Мамедли