Мелони: особняком от навязываемых нарративов Обзор Теймура Атаева
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони вновь проявила себя независимо мыслящим политиком, в основе принятия решений которой – исключительно интересы ее страны, причем в контексте следования традициям государства и культурно-историческим завоеваниям итальянцев. Это отчетливо проявилось в течение последних семи дней.
Прежде всего, практически все ведущие западные СМИ сообщили о том, что Мелони не подключится ко встрече с президентом США Джо Байденом, запланированной на 18 октября в Берлине, в которой примут участие президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Кир Стармер и канцлер Германии Олаф Шольц. Как высказалась на сей счет итальянский премьер, отказ участвовать во встрече вызван ее «неотложной поездкой на Ближний Восток». Весьма симптоматично, что объявила она об этом 17 октября в рамках проходящего в Брюсселе двухдневного саммита лидеров Евросоюза, подчеркнув, что не сможет присутствовать в Берлине «ни при каких обстоятельствах», т. к. в эту дату будет находиться в Ливане. При этом она знаково сфокусировала внимание на том моменте, что, «возможно, полезнее поговорить с игроками в регионе, чем делать это между собой», в связи с чем ближневосточный визит «является сейчас моим приоритетом». Наверное, не сложно догадаться, какой болевой шок у лидеров ЕС вызвала эта констатация Мелони, в особенности с учетом ее председательствования в G-7 на нынешнем этапе. Хотя не исключено, что именно такую реакцию Мелони и предвидела.
Что касается направленности ее поездки на Ближний Восток, то запланированы ее переговоры с королем Иордании Абдаллой II и премьер-министром Ливана Неджибом Микати (по словам Мелони, на следующей неделе ожидается посещение Израиля и Палестины вице-премьером и министром ИД Италии Антонио Таяни). В своем выступлении в парламенте страны в преддверии ближневосточного визита Мелони высказала «глубокую обеспокоенность складывающейся ситуацией в Ливане», в частности, обстрелом со стороны Израиля позиции Временных сил ООН в этой стране (в которых задействовано свыше 1000 военнослужащих Италии), что является «совершенно неоправданным подходом израильских сил» и «явным нарушением резолюции ООН 1701».
Что касается ближневосточного крена Мелони в рамках брюссельского саммита, то еще в его преддверии в СМИ просочилась информация о намерении итальянского премьера призвать партнеров к видоизменению отношения в векторе президента Сирии Башара Асада. Как предполагалось, она должна была поднять этот вопрос «в интересах всего Евросоюза» через призму решения аспекта сирийских мигрантов. Согласно The Times, Мелони лоббирует пересмотр ЕС «стратегии в сирийском направлении в плане работы со всеми сторонами в целях создания условий для добровольного, безопасного и устойчивого возвращения сирийских беженцев домой».
В целом, ее предложение не выглядит чем-то нонсенсным, т. к. еще летом Италия стала первой страной из числа «большой семерки», возобновившей деятельность дипломатической миссии в Дамаске. Кроме того, Мелони уверенно взяла на себя европейское лидерство в контексте миграционного формата в глобальном смысле. Как уже сообщал Caliber.Az, именно по ее инициативе начал функционировать пилотный проект с участием Италии и Албании, в рамках которого Рим профинансировал строительство специального центра в албанском порте Шенгини, то есть за пределами ЕС, в котором находящиеся в поиске убежища лица будут дожидаться оформления документов по ускоренной процедуре (либо сталкиваться с отказом).
Другим важнейшим решением официального Рима, ставшим реальностью в последние сутки, оказался запрет для итальянских граждан пользоваться услугами суррогатных матерей за границей (ранее запрет распространялся только на саму Италию), вплоть до уголовного преследования нарушителей. Как высказываются на данный счет эксперты, принятый закон направлен против ЛГБТК-пар, которым в Италии запрещено усыновлять детей или использовать ЭКО. В свете чего аналитики сослались на известную фразу Мелони: «Да — натуральной семье, нет — ЛГБТ-лобби».
Ну и в преломлении к октябрьским шагам Мелони нельзя не отметить ее отсутствие в ряду ангажированных антиазербайджанских сил, открыто проявивших свою недружелюбность к нашей стране в преддверии COP29. Напомним, что 11 октября спецпосланник Италии по вопросам изменения климата Франческо Корваро, назвав климатическую конференцию в Баку событием, «имеющим большое значение», сообщил, что на COP29 Рим будет представлен в лице Джорджи Мелони и министра окружающей среды и энергобезопасности Жилберто Пикетто. Как он подчеркнул, с учетом необходимости принятия решения «по плану климатического финансирования на будущее» актуализируется формирование «новой структуры фондов», и «деятельность Азербайджана в этом направлении очень важна».
В свете чего нелишне напомнить, что еще в сентябре 2024 г. во время проходивших в Риме переговоров между Мелони и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым глава итальянского правительства, выразив удовлетворение двусторонними отношениями, затронула роль проекта ТАР в энергобезопасности Италии и других европейских стран и зафиксировала новые направления сотрудничества между итальянской Eni и SOCAR. Вслед за чем поблагодарила И. Алиева за приглашение на COP29, озвучив, что с удовольствием примет участие в мероприятии. К слову, во время своего выступления на Международном форуме Черноббио глава нашей страны назвал Италию «торговым партнером номер один Азербайджана в мире».
Таким образом, как мы видим, Италия, несмотря на определенные препоны, продолжает вести независимую политику, в основе которой – ее знаменитый предвыборный лозунг: «Прежде всего – Италия и итальянцы!».