ОБСЕ: Грузинский закон об «иноагентах» должен быть оменен
Принятый в Грузии закон «О прозрачности иностранного влияния» содержит серьезные недостатки, которые делают его несовместимым с международными стандартами в области прав человека и обязательствами страны как государства ОБСЕ, и он должен быть отменен.
Как передает Caliber.Az со ссылкой на грузинские СМИ, об этом говорится в заключении Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ/БДИПЧ.
Во вторник парламент Грузии преодолел вето президента на т. н. закон об «иноагентах». Законопроект, против которого выступили оппозиция, неправительственные организации и Запад, обязывает НПО и СМИ, минимум 20% годового дохода которых – это зарубежное финансирование, регистрироваться в реестре организаций, проводящих интересы зарубежной силы, и ежегодно заполнять декларацию.
«Закон, который определяет гражданское общество и СМИ как «организации, преследующие интересы иностранного государства» только за получение финансирования из-за рубежа, не соответствует строгим требованиям, изложенным в международном праве в области прав человека», – говорится в заключении БДИПЧ.
Проведенный БДИПЧ анализ также подчеркивает существенные различия между недавно принятым законом и законодательством других стран, которые упоминались в связи с новым законом в Грузии.
Например, как отмечено в заключении, Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) в США или Закон о системе прозрачности иностранного влияния фундаментально отличаются по своей цели и сфере применения.
«Несмотря на то, что законы направлены на обеспечение публичной регистрации частных компаний или некоммерческих организаций, непосредственно участвующих в продвижении или лоббировании интересов иностранных властей, они не навешивают ярлыка на все гражданское общество или СМИ иностранного представителя просто потому, что они получают финансирование из-за рубежа», – говорится в заключении.
БДИПЧ призывает власти отменить этот закон и предпринять шаги по приведению своего законодательства в соответствие с международными стандартами.
Как отмечено в заключении, примеры менее навязчивых альтернатив могут включать регулирование лоббистской деятельности, строгие правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, а также законы о борьбе с коррупцией или терроризмом, которые способствуют более открытым, прозрачным и подотчетным процессам принятия публичных решений.
«Хотя существует ряд обязательств, которые могут быть возложены на организации гражданского общества и которые оправданы с точки зрения прав человека, они не должны быть конкретно нацелены на сектор гражданского общества или предполагать, что все организации гражданского общества, получающие иностранное финансирование, представляют интересы иностранных держав», – отмечено в заключении.
БДИПЧ по-прежнему готово оказывать дальнейшую помощь властям Грузии в определении законодательных или иных альтернатив для решения подлинных, конкретных проблем в соответствии с целями, изложенными в международном праве прав человека.
Срочное заключение было подготовлено на основе материалов, представленных членами группы экспертов БДИПЧ по свободе собраний и ассоциаций, и было рецензировано старшим советником представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Антониной Черевко.
Следует отметить, что группа экспертов состоит из нескольких десятков членов, одним из которых, по данным СМИ, является адвокат Джереми Макбрайд, который защищал интересы осужденного экс-президента Грузии Михаила Саакашвили в Европейском суде по правам человека.
Как утверждает депутат правящей партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» Рати Ионатамишивили, он же был главой экспертной группы Совета Европы, подготовившей по заказу Европейского совета доклад по грузинскому закону о прозрачности.
Венецианская комиссия рекомендовала Грузии отказаться от принятия законопроекта об «иноагентах» в нынешнем виде из-за его неизбежных негативных последствий для свободы объединений и выражения.
В подтверждение своих слов депутат опубликовал в соцсети два документа с именем Джереми Макбрайда – титульный лист заключения Венецианской комиссии и выписку из и дела Европейского суда «Саакашвили против Грузии».