Репрессии аятолл уничтожили независимые СМИ в Иране Перевод Caliber.Az
На сайте иранского телеканала Iran International опубликована статья, посвящённая репрессиям и давлению иранского режима на СМИ.
Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
Мрачными комментариями на этой неделе была отмечена 21-я годовщина газеты «Этемад» - одной из немногих оставшихся в Иране реформистских изданий, поскольку в последние месяцы десятки журналистов подвергались арестам и репрессиям.
Главный редактор газеты Элиас Хазрати, ведущий обозреватель Аббас Абди и бывший пресс-секретарь правительства Али Рабиеи в юбилейном выпуске газеты написали свои комментарии по поводу тяжёлого положения СМИ в стране.
Бывший депутат-реформатор Хазрати написал, что он основал газету как «средство массовой информации для большинства иранцев». Хазрати добавил, что за прошедший 21 год он сдержал свое обещание предоставить право голоса как старшему, так и молодому поколениям иранских журналистов.
С момента основания газета «Этемад» несколько раз оказывалась под запретом, а ее журналисты подвергались давлению со стороны авторитарного правительства, особенно при консервативных президентах.
Жалуясь на цензуру и давление властей на прессу, Абди написал, что правительство считает, что издания, освещающие проблемы общества, создают негативный образ страны. Государственные деятели в Иране не понимают, что проблемы не будут решены, если они не будут освещаться в СМИ.
Абди сказал: «Газеты действуют как отчеты о медицинском обследовании. Если никто не обращает внимания на то, что в них освещается, проблемы влекут за собой серьезные последствия». Он также пожаловался на то, что иранский режим никогда не относился к газетам серьезно, и это является одной из основных причин кризисного положения СМИ в Иране.
Абди добавил: «Правительство постоянно настаивает на том, что газеты не должны публиковать «негативные новости» и «дискредитирующие статьи». Проблема СМИ в ИРИ коренится в различных нарративах и в том, что правительство полагается на собственную риторику. Пока политикой государства руководят нарративы, а не реальность, пресса не может обладать истинным статусом».
По словам Абди, «Этемад» и некоторые другие газеты отказались играть роль рупоров, озвучивающих взгляды иранского режима. Тот факт, что эта газета просуществовала 21 год, уже сам по себе является успехом. Что делает эти усилия ещё более оправданными, так это стремление «Этемад» отражать правду.
Абди указал на тот факт, что реформистские газеты в Иране существуют недолго. В 2001 году десятки газет и других изданий закрывались в одночасье без каких-либо объяснений. Сейчас происходит то же самое.
Однако «Этемад» и несколько других относительно критически настроенных к режиму газет не свободны от ежедневной цензуры, поскольку их материалы должны в определенной степени соответствовать идеологии и риторике властей. Например, они не могут критиковать аятоллу Хаменеи, которого следует называть «уважаемый лидер».
Между тем, в статье, напечатанной в газете «Этемад», бывший пресс-секретарь правительства Али Рабиеи написал, что положение СМИ в Иране связано с негативным влиянием «арестов и репрессий в отношении независимых иранских журналистов».
Это также относится к эмиграции сотен иранских журналистов в другие страны, включая Великобританию и США, где работают основные иранские СМИ, базирующиеся за рубежом.
Рабиеи отметил, что власти запрещают независимым СМИ работать в Иране, производят аресты и сажают в тюрьмы журналистов, занимающихся расследованиями.
Иранские чиновники ежедневно жалуются на расследования иностранных изданий, которые раскрывают коррупцию и неэффективность работы правительства. Тем не менее власти видят угрозу даже в самых невлиятельных СМИ.
Перевод: Фарах Мамедли