Сбывшийся сон про Шушу Репортаж Caliber.Аz из «Жемчужины Карабаха»
С ранних лет дети моего поколения познали горечь истины о том, что наш народ был изгнан с собственных территорий. Как сейчас помню, в детстве, перебирая ящики комода, я часто встречала книги и газеты о трагедиях 20 января, Ходжалы, где публиковались фотографии обезображенных армянами трупов малышей и взрослых. Нас не учили ненавидеть армян, мы росли, все видя собственными глазами.
О Карабахе мы слышали только по рассказам родителей, а позже и учителей в школе. Будучи ребенком, я часто любила сидеть на коленях покойной ныне бабушки, и спрашивать, где находится Карабах и как там было? Бабушка говорила, что в Азербайджане очень много интересных уголков, но Карабах лучше всех, там она каталась на скакунах и уверяла меня, что чище воздуха нигде не найти.
Став чуть старше, мы созерцали это место по картинкам школьных учебников. А потом наступило 27 сентября 2020 года, когда наша армия начала контрнаступательную операцию по изгнанию армянских оккупантов с нашей территории. 8 ноября 2020 года президент Азербайджана в обращении к народу объявил: «Шуша, ты свободна!». Трудно передать эмоции азербайджанского народа в тот день. Вся страна плакала, радовалась, не веря тому, что мы наконец дотронемся до карабахской земли.
Спустя год и полтора месяца после этого дня, а точнее 24 декабря, мне сообщают, что я еду в Шушу через пять дней! С того дня и до самого отъезда я не могла заснуть от волнения, ведь я видела этот город только по телевизору!
И вот наступает тот долгожданный день. Сказать, что я не спала до самого утра - значит ничего не сказать. Обычно я едва успеваю доезжать до пунктов назначения, а тут пришла на остановку за час до назначенного времени. Нас ждали микроавтобусы, и очень хорошая команда коллег, с которой мы не скучали до самого пункта назначения. Да-да, до самой Шуши мы пели патриотические песни.
8:00. Первая остановка - завтрак в Сальяне. Район расположен на юго-востоке Азербайджана, по нему проходят шоссейная и железная дороги, связывающие весь Азербайджан с его южными регионами. Полакомившись вкусными булочками с абрикосовым джемом, едем дальше.
12:00. Второй привал - и мы не верим глазам! Перед нами «воздушные ворота Карабаха», международный аэропорт Физули. До этого мы ехали спокойно, даже некоторые дремали, а тут все буквально повыскакивали со своих мест! Физули, неужели это ты? Мы с криком выбегаем и фотографируем это место. Мы прыгаем, мы смеемся, мы плачем. Мы не хотим уходить отсюда, но наш шофер Мафтун даи нас торопит, задабривая фруктовыми леденцами, ведь нельзя заставлять ждать нашу жемчужину Шушу!
12:30. Физули. Когда-то это был густозаселенный город, где мирно жили азербайджанцы. Население города до армянской оккупации составляло около 20 тысяч человек, а района - свыше 130 тысяч. В районе имелись маслосыродельный, винодельческий, железобетонных изделий, асфальтовый заводы, ткацкая фабрика. Сегодня от Физули остались одни руины. Среди противотанковых траншей здесь до сих пор виднеются старые виноградники, на некоторые из них все еще натянута колючая проволока. У домов нет не только крыш, но и стен, есть только фундамент… Таким образом армянский вандализм пытался стереть нашу историю.
Дни бывшие припомнит Физули
Когда он был храним азербайджанцем,
Его сады мгновенно отцвели,
Попав под иго власти чужестранца.
Едем дальше. Вокруг пусто, не осталось никакой инфраструктуры, растительность выжжена, нескончаемая гряда заминированных территорий. Надгробные камни сорваны с основания, плиты разбиты. Армяне воевали здесь даже с мертвыми.
Однако они глубоко ошиблись, думая, что за 30 лет оккупации Карабах будет забыт в национальном сознании азербайджанцев. Он был освобожден от оккупации в том числе тем молодым поколением, которое когда-то было изгнано оттуда. Когда азербайджанские военные освободили город Физули, они не могли найти хотя бы одно целое здание, чтобы водрузить флаг. Разрушенный еще с 90-х годов этот город-призрак пустовал и никак не использовался в течение последних 27 лет.
Выходим из автобуса. За развалившимся забором - согнувшееся инжировое дерево с засохшими на нем ягодами. Мы в изумлении оглядывались в поисках признаков жизни в этом месте. Нереально шокирующее зрелище. От города ничего не осталось, он похож на обнаруженный во время раскопок населенный пункт. Даже в опустевшем Чернобыле были здания, дома, парк. А от нашего Физули остались одни руины.
Осматриваюсь в нерешительности в надежде увидеть хотя бы одну кошку или птицу. Все тщетно, кроме нас в этом мертвом городе никого нет. Даже самый кровожадный враг защищает то место, которое он отбирает у других, дает ему жизнь. Армянские оккупанты не сделали и этого…
Что же я испытала, глядя на этот опустошенный рай? Смешанные чувства щемящей боли и радости. Заброшенный Физули был таким зеленым от едва пробивавшейся, постепенно оживающей травы, солнце здесь было таким теплым, несмотря на то, что на улице царила лютая зима. Будто сама природа этих мест радовалось возвращению сюда истинных хозяев. На расчищенных от мин участках полей велись посевные работы, крошечные ростки едва поднимали головы, будто давали нам клятвенное обещание: Физули вновь станет процветающим уголком Азербайджана.
Побывав здесь, я не могла не выполнить последнюю просьбу нашей соседки Гюльгяз хала, вынужденной переселенки из Физули. Женщина и ее семья были изгнаны из Физули во время войны, армяне преследовали их всю дорогу. С тех пор бедная женщина жила мечтой дотронуться до земли или камней своего родного села. «Там я родилась и выросла, там мы жили так счастливо. Хотя бы не умереть и дотронуться до одного камня, больше мне ничего не надо», - часто говорила она. Она умерла за год до освобождения Физули… Этот камень будет положен на ее могилу, и я надеюсь, что хотя бы отчасти исполнила ее самое заветное желание.
С молчаливой грустью мы продолжаем свой путь. Картина за окном печальная - повсюду разрушения и предупредительные знаки, что территория заминирована. Мы настолько изголодались, что боялись сомкнуть глаза, дабы не пропустить хотя бы один фрагмент этих мест, пусть и разрушенной, но нашей земли.
13:00. Только по мере приближения к Шуше безжизненные равнины и разрушенные дома постепенно сменяются на зеленые горные хребты и пестрые поля. Волнение буквально охватывает меня, когда мы поднимаемся в Шушу по «Дороге Победы», которая начинается от села Ахмедбейли Физулинского района и пролегает через 20 населенных пунктов в направлении «Жемчужины Карабаха». Этот путь показывает нам, насколько тяжелыми были бои за город, и что Шуша действительно неприступная, но только не для наших воинов. Здесь уже выпал легкий снежок, поземка, словно фата, покрыла отдельные участки земли.
13:45. Здравствуй, Шуша! Глаза заполняются слезами, когда перед тобой алеют заветные буквы, выводящие согревающее душу слово «Шуша».
И сегодня, в самый лютый месяц зимы, этот город встречает своих истинных хозяев солнечной погодой. Здесь даже теплее, чем в Баку! По всему городу кипят строительные работы, что является главной предпосылкой того, что в ближайшем будущем шушинцы смогут вернуться в свой родной очаг.
Город изрядно пострадал во время оккупации и войны. Потрепанные советские пятиэтажки, окна домов сломаны, балконы сожжены. Когда все это видишь собственными глазами, намного глубже проникаешься горем изгнанных отсюда людей. Шуша была опустошена, но жизнь в нее постепенно возвращается. Премьер-министр Армении Никол Пашинян говорил, что Шуша была бесцветным городом. Да, такой она была для них, для армян, а родным она будет только для нас.
Сначала мы отправляемся на Джыдыр дюзю, откуда открывается грандиозный вид на ущелье у села Дашалты. Доходя до этого места, ноги начинают подкашиваться, и поначалу не осознаешь, где ты, будто пребываешь в легкой эйфории. Чистейший горный воздух словно дурманит сознание, ведь не зря Шуша издревле считалась курортным городом. Отсюда так отчетливо видна извивающаяся Дорога Победы. Темный Дашалты ярким пятном выделяется на фоне светлой долины. Картина вселяет чувство свежести, радости и доброго спокойствия, ведь намного красивее зимой на природе по сравнению с городом. В этой долине вершины деревьев слегка припорошены снегом, в то время как купола гор едва виднеются из-под белых шапок. Джыдыр дюзю скорее походит на пестрый ковер, который сочетает в себе все разнообразие природы Шуши.
А вот и те знаменитые скалы, по которым взбирались наши солдаты для освобождения Шуши. Бой за Шушу стал одним из самых героических эпизодов Второй Карабахской войны, бои шли врукопашную. Скала, казавшаяся с виду непоколебимой, покорилась истинным хозяевам. Эти места - молчаливые свидетели происшедших здесь событий. Скалы окружены лесом Топхана.
Слева мы видим наш родной Ханкенди, это тоже территория Азербайджана и живущим там соседям следует этот факт уяснить для себя раз и навсегда, если они хотят и дальше проживать там.
С веселым хороводом и с песнями направились к роднику Хан гызы. Его в свое время провела в городе ханская дочь. И, конечно же, мы не могли уехать в Баку, не попробовав знаменитый местный хлеб «Гала». Горячий, хрустящий хлеб, самый вкусный хлеб в мире. Почему самый? Потому что столько лет наш народ ждал и верил, что наступит день, и мы сможем вдохнуть неповторимый аромат этого хлеба и, отломив румяную корочку, насладиться восхитительным хрустом, впитавшим в себя прозрачную чистоту воздуха и свежесть родниковой воды нашего Карабаха, сбросившего с себя вражеские оковы, вкусом горячего хлеба, испеченного в свободной Шуше. Большинство покупателей брали по 10 буханок хлеба. Кто-то вспоминал его вкус, а кто-то пробовал впервые.
Тем временем, мы приближаемся к Мавзолею великого азербайджанского поэта и государственного деятеля Молла Панаха Вагифа. После оккупации Шуши армянские вандалы не могли изменить своим традициям и разрушили Мавзолей Вагифа.
Напротив Дворца Хуршудбану Натаван находится уже практически полностью отреставрированная верхняя мечеть «Говхар-ага». Здесь гости культурной столицы восхищаются внешним видом архитектурного здания, верующие совершают намаз. В мечеть забегают пушистые цветы земли - котята, их никто не гонит, наоборот, с радостью гладят. Затем мы пошли обедать в ресторан Qoç əti, который недавно открылся тут.
Наконец, мы направляемся к крепостным стенам, этой встречи с нетерпением ждали все участники поездки. Чтобы насладиться городом, мы решаем идти пешком. Крепость была построена в 1753 году и выдержала ряд штурмов. Она была главной крепостью Карабаха, и, именно поэтому среди народа этот город был известен под названием «Гала». В этом месте наш образ дополняет женский шелковый платок карабахского кялагаи. У входа в крепость установлен символ легендарного цветка Хары бюльбюль, который оживили своей кровью наши шехиды и превратили его в символ победы.
А здесь нас ждут автобусы, чтобы отвезти обратно в Баку. Оглядываюсь еще раз: вечерняя прохлада дает о себе знать, город словно улыбается нам, ласково зазывая вернуться сюда, обещая, что будет нас ждать. И мы обещаем вернуться, ведь это наш дом. Скоро во всех домах Шуши зажгутся яркие огоньки, в горах Карабаха будет звучать шикястя, а из дверей будет доноситься манящий запах Карабахской кяты. И здесь будут расти наши дети, а не дети наших врагов, и просыпаться они будут отныне под мирным небом.
Огромное спасибо нашим шехидам, ведь если бы не они, нас бы сейчас здесь не было. Их сейчас нет с нами, как и многих беженцев, но зато их души счастливы, потому что на этих землях теперь развевается азербайджанский флаг, и наши молитвы и благодарность никогда их не покинут.
Эта поездка оставила неизгладимый след в моей жизни. Попутно я перематывала в памяти всю гамму чувств, которую испытала за этот день: я была счастлива, бессонница, большое расстояние не могли омрачить мою радость. Потому что мне посчастливилось увидеть Шушу. Невозможно выразить словами эти невероятные чувства, ведь побывать в Шуше пока что удается не каждому.
Когда вдыхаешь прозрачный как стекло воздух, понимаешь, что до сих пор не дышал по-настоящему. Мы счастливы от того, что удалось увидеть рай при жизни.
Ехать обратно было еще веселее, песни и анекдоты не покидали нас до самого Баку. Независимо от места рождения, каждый азербайджанец должен хотя бы раз в жизни увидеть Шушу и Карабах. Для нас посещение Шуши так же важно, как хадж для каждого мусульманина. Теперь я могу сказать: «Я достигла нирваны своей мечты».
Мне в детстве часто снился Карабах,
Спасибо тем, кто сделал явью сон мой,
Sənə şükür olsun, böyük Allah,
Даруй шехидам нашим ты покой!
Текст и стихи – автора: Т.Мамедовой