Аналог оруэлловского «Минправды» Когда пропаганда важнее принципов
Использование СМИ и журналистских организаций в качестве инструмента воздействия в последние годы стало трендом в России. И наглядный этому пример – открытое письмо Союза журналистов РФ в адрес международных организаций, журналистских и правозащитных ассоциаций, в котором выражен «протест в связи с арестом сотрудников агентства «Sputnik Азербайджан».
Честно признаться, ничего более смехотворного и придумать, наверное, было нельзя, с учетом того, что агентство Sputnik официально запрещено либо заблокировано в 32 странах, включая все 27 государств Европейского союза, а также Украину, Великобританию, Канаду, Швейцарию и Австралию.
Данный факт подчеркнул Совет по прессе Азербайджана (СПА), который в ответ на это письмо СЖР выступил с обращением к международной общественности.
В нем СПА особо отмечает тот факт, что Союз журналистов РФ грубо искажает факты, так как задержание главы «Sputnik Азербайджан» Игоря Картавых и шеф-редактора Евгения Белоусова никак не связано с выполнением ими профессиональных обязанностей. Указанные лица сотрудничали с Федеральной службой безопасности (ФСБ) Российской Федерации и находились в Азербайджане с целью выполнения поручений этой спецслужбы. Вот такая давняя российская традиция – выдавать ФСБ-шников за «журналистов».
Кстати, ранее «Sputnik Азербайджан» несколько лет возглавлял Виталий Денисов — кадровый офицер российских спецслужб, тесно связанный с Главным разведывательным управлением (ныне — ГУ — прим. ред.). До этого он руководил агентством «Sputnik Южная Осетия», а позднее — «Sputnik Молдова». И, занимая эти должности, проводил в жизнь информационно-пропагандистские кампании, направленные на продвижение прокремлевской повестки, используя медиаресурсы указанных регионов в интересах российских спецслужб.
Знают ли об этом в СЖР? Вряд ли в Союзе журналистов России не осведомлены о том, когда, где и как сотрудники российских спецслужб действовали под прикрытием журналистских удостоверений. Так же, как и о том, в каких странах Россия вела и ведёт так называемые «гибридные войны», в рамках которых активно используется распространение дезинформации и фейков. Но вот только признать очевидное не могут. Почему? Чтобы получить ответ на данный вопрос, достаточно проследить историю деградации данной структуры.
В первую очередь признаем, что когда-то Союз журналистов России был авторитетной организацией, выражавшей интересы представителей одной из важнейших профессий — тех, кто обязан говорить обществу правду. Однако на фоне закручивания гаек и тотального подчинения СМИ государственной идеологии СЖР утратил свой независимый и профессиональный статус. И сегодня эта организация больше похожа не на союз, а на ведомство — одно из многих, обеспечивающих устойчивое функционирование российской пропагандистской машины.
СЖР не выступал против очевидных репрессий, не последовало ни резкой оценки, ни поддержки в случае арестов Ивана Сафронова, Светланы Прокопьевой, Владимира Кара-Мурзы и убийств Анны Политковской, Натальи Эстемировой и Тимура и других.
Зато эта структура регулярно выступала в «поддержку коллег» из государственных СМИ, когда те подвергались «недружественным действиям» за пределами России — прямо как сейчас в Азербайджане.
СЖР ничего не видел, не слышал и не говорил, когда десятилетиями на российских федеральных телеканалах формировался лживый и оскорбительный образ азербайджанцев, армян, грузин, украинцев, узбеков, таджиков, туркмен. Аналогичное поведение имело место быть, когда российские пропагандисты низкопробного пошиба оскорбляли Азербайджан, руководство и общественность которого требовали от российских официальных лиц наказать виновных в крушении самолета AZAL, который был сбит российской ПВО. В этой авиакатастрофе погибли 38 человек, включая членов экипажа.
Молчал Союз журналистов России и после рейда российских силовиков, проведенных против представителей азербайджанской диаспоры. И оно было особо показательным на фоне той чуши, что снова придумала российская пропаганда, и аморальных заявлений разного рода депутатов Госдумы РФ, которые без суда и следствия называли проживающих в России азербайджанцев «членами ОПГ». А ведь эти высказывания – классический пример ксенофобии.
После начала российско-украинской войны СЖР не просто не осудил агрессию и введение цензуры, а фактически поддержал так называемый «закон о фейках». Когда десятки российских журналистов были вынуждены покинуть страну, чтобы продолжать работать и публиковать информацию о реальной ситуации, союз не только промолчал, но и, по сути, одобрил политику «зачистки».
Перечислять примеры трусости Союза журналистов России можно еще очень долго, но, думаем, что и вышеприведенного вполне достаточно, чтобы понять следующее: эта организация напрочь лишена какой бы то ни было этики и, мягко говоря, не соответствует заявленной профессиональной миссии.
Одним словом, сегодняшний Союз журналистов России — это аналог оруэлловского «Министерства правды». И относиться к нему нужно соответственно.