Российские метаморфозы Москва меняет риторику и ждет Пашиняна
Пятница 15 августа – день, отмеченный рядом важных событий. В первую очередь, это, конечно, встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске, которая, безусловно, заняла маншеты всех мировых средств массовой информации и отодвинула на второй план другие значимые события, которые, однако, тоже заслуживают внимания.
Так, вчера в кыргызском городе Чолпон-Ата завершило свою работу 43-е заседание Евразийского межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В данном мероприятии приняли участие главы правительств практически всех стран участниц – организации за исключением премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Армению на саммите представлял вице-премьер Мгер Григорян.
В качестве причины неучастия Пашиняна в заседании было озвучено то, что он находится в отпуске, о чем сообщила его пресс-секретарь Назели Багдасарян.
«Никол Пашинян не примет участия в заседании Евразийского межправительственного совета стран ЕАЭС, поскольку находится в отпуске», – отметила она.
Впрочем, это уже не первый случай, когда Пашинян под тем или иным предлогом отказывается от участия в различных мероприятиях ЕАЭС и ОДКБ. К примеру, в прошлом месяце он пропустил Евразийский экономический форум в Минске.
Возможно, таким образом армянский премьер желает продемонстрировать, что мероприятия, проводимые под патронатом РФ, не являются для него приоритетом. Но, как бы там ни было, мы не станем особо заострять на этом внимание, поскольку наш интерес к данному мероприятию лежит в ином ключе.
Также вчера, практически одновременно с заседанием Евразийского межправительственного совета, российские и армянские медиа расшерили заявление вице-премьера РФ Алексея Оверчука, в котором он заявил, что «Россия поддерживает Армению в планах по созданию транспортного коридора с Азербайджаном под названием «маршрут Трампа», если Ереван считает это необходимым».
Эти слова прозвучали как гром среди ясного неба – ведь достигнутая 8 августа в Вашингтоне договоренность о создании TRIPP, что закреплено в Совместной декларации, подписанной лидерами Азербайджана, Армении и США, вызвала в России в прямом смысле слова шквал негодования, доходящего порой до оскорблений лично Пашиняна в том, что он «добровольно сдал все, за что долгое время боролись многие поколения армян, только потому, что так захотелось его западным хозяевам» и «торгует Арменией оптом и в розницу».
И вот такая кардинальная смена позиции и риторики в отношении Зангезурского коридора со стороны официальных лиц Москвы. Думается, что все это далеко не случайно. Если принять во внимание временной фактор, то можно предположить, что в кулуарах 43-го заседания Евразийского межправительственного совета ЕАЭС армянскому вице-премьеру удалось переговорить с глазу на глаз с Мишустиным. И вполне вероятно, что в ходе этой беседы Мгер Григорян смог убедить российского премьера в том, что «Маршрут Трампа» не направлен против РФ, а наоборот – не только учитывает ее интересы, но и предоставит определенные выгоды.
То есть, подтвердил тем самым слова Пашиняна, сказанные им ранее в интервью Fox News: «Думаю, что декларация содержит вполне ощутимые выгоды как для Ирана, так и для России. Ведь, когда они будут реализованы (соглашения – ред.), например, у Ирана появится возможность выхода к Черному морю по железной дороге из Персидского залива, а у России и Ирана появится возможность железнодорожного сообщения между собой».
Полагаем, что именно этим объясняется смена риторики российской стороны в отношении «Маршрута Трампа» и приглашение Пашиняну в ближайшее время посетить Москву, о чем тоже сказал Оверчук.
«Никол Воваевич две недели назад был в России, и в достаточно ближайшее время мы также его ожидаем в России, ждем его в гости», — заявил он журналистам.
В свете этой кардинальной перемены настроения на российском треке осмелимся выразить надежду на то, что премьеру Армении в ходе своего визита в Москву удастся нивелировать все оставшиеся опасения Кремля по поводу TRIPP, используя в качестве козыря здравый прагматизм и будущие дивиденды. Ведь, как известно, за ширмой любых политических амбиций скрывается экономический фактор.