Последний бой во имя мира Пашинян бросает вызов КС Армении
Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян в беседе с журналистами внес ясность в вопрос о новой армянской конституции, который остается одной из актуальных тем во внутренней повестке страны. «Хочу напомнить, что у нас есть повестка принятия новой конституции, и в качестве срока я указывал 2027 год, мы сейчас работаем над проектом, и когда он будет готов, то проведем референдум», – сказал он, конкретизируя свое заявление тем, что на предстоящих в 2026 году парламентских выборах армянскому народу предстоит сделать выбор между миром и отсутствием мира.
Пашинян также заявил, что при необходимости будет принято решение о внесении изменений в Основной закон страны, дав понять, что это произойдет в любом случае, даже если возникнут препятствия со стороны Конституционного суда (КС) республики.
«Если в ходе процесса ратификации наш Конституционный суд решит, что парафированное сейчас мирное соглашение с Азербайджаном и впоследствии в случае его подписания будет противоречить Конституции, я сам лично инициирую изменения в Конституцию. Сейчас нет необходимости думать об этом», – сказал премьер, фактически озвучив нынешнее видение армянского правительства относительно мирного соглашения с Азербайджаном.
Эти четкие заявления Пашиняна в адрес КС отнюдь небезосновательны. Достаточно вспомнить, что ранее его председатель Арман Диланян в интервью радиостанции «Свобода» заявил, что Основной закон Армении якобы не содержит территориальных претензий не только к Азербайджану, но и к какой-либо другой стране, назвав обвинения Баку «ложными».
И здесь важно то, что эти высказывания Диланяна прозвучали буквально сразу после слов Пашиняна о том, что в новой Конституции Армении не должно быть ссылки на Декларацию о независимости, в которой имеются территориальные претензии к Азербайджану.
В целом, из сегодняшних заявлений армянского лидера можно сделать ряд выводов, и первый из них – это то, что официальный Ереван твердо намерен подписать мирное соглашение с Баку. А это, в свою очередь, означает готовность Армении к выполнению ключевого требования азербайджанской стороны о внесении должных поправок в Конституцию РА.
Второй вывод заключается в следующем: Никол Пашинян дал четко понять, что в принятии решения о внесении соответствующих поправок в Основной закон страны окончательной и единственной инстанцией будет не Конституционный суд, а лично он сам.
К слову, аналогичный тезис армянский премьер озвучил и в мае текущего года в ходе международного форума Yerevan Dialogue.
«Согласно законодательству Армении, договор должен получить заключение КС. Если КС решает, что текст не соответствует Конституции, хотя я должен сказать, что после предыдущего решения по регламенту комиссий [Армении и Азербайджана по демаркации и делимитации границ] маловероятно, что он такое решение примет, создастся необычная ситуация. Какой будет позиция Армении и моя? Я инициирую конституционные реформы, потому что мирный процесс и договор нельзя упускать», – подчеркнул Пашинян, напомнив при этом, что изменение Конституции – один из двух вопросов, которые Азербайджан увязывает с подписанием мирного договора.
Тогда он назвал это требование приемлемым, но заявил о необходимости убедиться «в отсутствии стремления Баку перенести конфликт на территорию Армении». Об этом, кстати, армянский премьер говорил и в Албании, где находился с рабочим визитом для участия в 6-м саммите Европейского политического сообщества, отвечая на вопросы азербайджанских журналистов. Тогда Пашинян выразил опасения в том, что якобы «в Азербайджане есть определенные круги, стремящиеся закрыть страницу конфликта на своей территории и экспортировать его на территорию Армении».
Однако, как видим, в свежих заявлениях премьер-министра нет и тени намека на подобные опасения, и это – один из положительных эффектов вашингтонских договоренностей, достигнутых 8 августа 2025 года.
Полагаем, что все наполненные оптимизмом заявления Никола Пашиняна рассчитаны на внимание Баку, Вашингтона и международного сообщества. В то же время, и, наверное, в первую очередь это – месседж противникам мира с Азербайджаном в лице оппозиции, церкви и карабахского клана о том, что мир с Азербайджаном – единственный путь для будущего Армении.