The Guardian: Новая Каледония требует для себя новое будущее «Макрон – не наш президент»
В британской газете The Guardian опубликована статья, посвящённая стремлению Новой Каледонии к независимости от Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Я не знаю, почему нашу судьбу обсуждают люди, которые здесь даже не живут», – сказал 52-летний канак по имени Майк. Он выступал с блокпоста к северу от столицы Новой Каледонии за несколько часов до прибытия президента Франции на тихоокеанскую территорию, которая охвачена ожесточенными протестами.
Демонстрации начались 13 мая и были вызваны реформами голосования, предложенными французским парламентом. В результате грабежей, поджогов и столкновений погибли семь человек, сотни получили ранения и был нанесен огромный ущерб. Беспорядки происходят на фоне глубокой обеспокоенности по поводу неравенства и давнего стремления Новой Каледонии к независимости от Франции.
«К голосам местных канаков никто не прислушивается, – сказал Майк. – Поспешный визит Макрона, даже по словам его собственных советников, был двойной ставкой».
Он покинул Новую Каледонию спустя 18 часов, пообещав, что реформы, которые дадут право голоса десяткам тысяч некоренных жителей, не будут проводиться силой, но они будут пересмотрены в течение месяца.
На блокпостах протестующие говорят, что отсрочки недостаточно и что реформы должны быть отменены.
«Заявления президента Макрона разочаровывают, – сказал 51-летний канак в пятницу. – Мы находимся в том же положении. Он по-прежнему позволяет ситуации обостряться, не предпринимая решительных действий для снижения напряжённости».
«Решение придет не от государства, а от канаков», – заявил активист Жан-Пьер Ксоуи – член Канакского социалистического фронта национального освобождения (FLNKS) в преддверии визита президента.
Макрон заявил, что силы безопасности будут находиться в стране столько, сколько потребуется. Но пресс-секретарь FLNKS Джимми Науна настаивает на том, что присутствие французских сил безопасности – а их сейчас более 3000 человек – нагнетает обстановку.
«Нельзя продолжать посылать войска только для того, чтобы подавить протесты, потому что это приведёт к новым демонстрациям», – сказал он в интервью телекомпании ABC.
«Это не охваченная войной страна. Мы не террористы, как они говорят», – сказал активист по имени Джозеф.
Науна заявил, что текущий конфликт в Новой Каледонии является «политической ситуацией, поэтому необходимо найти политическое решение».
Блокируя основные дороги и инфраструктуру, активисты дают понять, что у этих протестов есть и экономические, и социальные аспекты; недовольство канаков не ограничивается вопросом реформы избирательной системы.
Молодые люди говорят, что «готовы умереть»
41-летняя активистка Леле, не связанная с какой-либо политической партией, очень активна в социальных сетях. Она показывает всему миру, что происходит в Новой Каледонии.
«Канаки хотят справедливого перераспределения богатства. Мы просим Макрона признать легитимность канаков», – сказала Леле.
Хотя некоторые канаки не оправдывают насилие на острове, многие понимают гнев разочарованной молодежи.
«Мы слышим, как молодые люди говорят, что готовы умереть на контрольно-пропускных пунктах. Это свидетельствует о том, насколько сильно задето их достоинство, – сказал Джамиль, который солидарен с движением за независимость. – Макрон зациклен на своих взглядах. Он не понимает, что происходит на самом деле... Макрон совершил большую ошибку, позволив стране увязнуть в трясине».
Для президента Франции первостепенным вопросом был предложенный законопроект о реформе избирательной системы, однако островная территория характеризуется экономическим и социальным неравенством: согласно переписи 2019 года, уровень бедности среди канаков составляет 32,5% по сравнению с 9% среди некоренного населения.
Эти различия еще более очевидны в статистике образования и занятости. Только 8% канаков имеют высшее образование, а 46% не имеют диплома о среднем образовании. В то же время 54% людей европейского происхождения имеют высшее образование, а среди людей смешанного происхождения эта доля снижается до 24%.
Многие канаки в Новой Каледонии продолжают настаивать на независимости.
«Макрона можно приветствовать, но он не наш президент, – сказал 21-летний Аксель. – Протестующие закончат борьбу 30-летней давности».
«Те, кто уважает канакский народ, могут жить с нами в мире, – сказал 51-летний протестующий. – Пока не будет независимости, не будет и безопасности», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли