Вопреки интригам слабеющих сверхдержав Аналитика Сергея Богдана
На этой неделе Всемирный банк заявил о возможности увеличения втрое товарооборота на транзитных путях, контролируемых Азербайджаном. Это стало одним из побочных результатов политики мировых игроков по переделу мира в последние пару десятилетий. Кроме того, действия Запада обернулись ощутимыми экономическими последствиями и для ЕС, и для США. Пресловутое владычество Запада в экономическом плане становится векселем, за которым ничего не стоит. Пока Запад и Россия уничтожают ресурсы друг друга в восточноевропейской бойне, новый мир обретает очертания и в экономической области.
Расширение Евросоюза довело его до ручки
Если взглянуть на карту, то может сложиться обманчивое впечатление: коллективный Запад растет вдоль и вширь. Но рост этот является результатом скорее политического оппортунизма и империалистической алчности нежели продуманной политики, а потому его результаты «выходят боком» Западу в экономической области и нынешние проблемы - только цветочки.
В эти дни брюссельская евробюрократия убеждает правительства стран-членов ЕС поддержать на предстоящем в середине декабря саммите очередное решение о расширении и начале процесса вступления Украины и Молдовы в ЕС. Еврокомиссия выступила с подобной рекомендацией и, скорее всего, она будет продавлена. Показательна история с этим вступлением. Статус кандидата на вступление воюющая (!) Украина получила всего год назад. К июню, согласно предварительному докладу ЕК, страна выполнила только два из поставленных ей семи условий, но уже 4 ноября глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, приехав в Киев, заявила, что Украина достигла «отличного прогресса».
Этот шаг начинает играть новыми гранями, если принять во внимание, что одновременно такой процесс решено не начинать пока с Грузией, куда более подготовленной в плане функционирования госструктур и политической системы. Вдобавок, ЕС начинает принимать Украину на фоне того, как США не только сокращают объемы поддержки Киева, но и не торопятся принимать его в НАТО.
Иными словами, Вашингтону можно записать еще одну геополитическую победу. Сначала он успешно отрезал европейцев от российских энергоносителей, на которых в течение многих десятилетий работала германская экономика – «движок» ЕС, затем заставил их рвать связи с Китаем. А сейчас на Евросоюзе — который некогда подозревали в желании стать еще одной глобальной силой, автономной от Вашингтона — повиснет серьезное дополнительное бремя в виде полуразрушенных восточноевропейских пространств. Брюссель уже принимал подобные политизированные решения, например, в 2000-х и начале 2010-х, присоединив к себе не реально дееспособные и экономически динамичные страны вроде Турции, а множество структурно слабых стран.
И это не замедлило сказаться на нем самым негативным образом. Еще в 2008 году экономика ЕС, тогда еще вместе с Великобританией, исходя из показателей ВВП, оценивалась в 16,2 триллиона долларов. Это было заметно больше показателей американской экономики — 14,7 триллиона долларов. К 2022 году все перевернулось с ног на голову: экономика США выросла до 25 триллионов долларов, а экономика ЕС и Великобритании вместе достигла лишь 19,8 триллионов долларов. Впрочем, британцы, наблюдая за балаганом внутри Евросоюза, в 2020 году из него вышли. И если убрать из показателей «европейского ВВП» британскую долю, то выяснится, что разрыв между США и ЕС за 15 лет достиг невероятного размаха: сегодня ВВП США более чем на половину превышает ВВП Евросоюза. В старые времена монархий и диктатур ответственных за такое отдавали под суд или свергали с престолов, но современная «ответственная элита» европейских демократий и не собирается нести свою ответственность за результаты!
Тенденции в направлении дальнейшего ослабления усилились вследствие разгоревшейся с активным участием США российско-украинской войны. Этой весной даже ведущая евросоюзовская «фабрика мысли» - Европейский совет по международным отношениям заговорила о постепенном «превращении ЕС в вассала США» вследствие процессов, связанных с российско-украинской войной.
«Занимать деньги у Китая, чтобы отправлять их Украине»
Впрочем, и у США все обстоит очень непросто. 19 сентября совокупный государственный долг США впервые в истории превысил отметку в $33 трлн, увеличившись на триллион всего за три месяца. Как отметила The New York Times, к концу десятилетия он может дорасти до $50 трлн, несмотря на шумные споры в американском истеблишменте о сокращении госрасходов. Пока они раз за разом завершаются лишь соглашениями между правительством и оппозицией о заморозке действия потолка госдолга взамен на ограничение бюджетных расходов.
В октябре такого соглашения удалось достигнуть, исключив из бюджета расходы на помощь Украине. Член верхней палаты американского парламента Рэнд Пол сетовал: «У нас долг $33 трлн, и нет заначки на черный день или излишков, которые мы могли бы отправить [Украине]. Нам приходится занимать деньги у Китая, чтобы отправлять их Украине».
Межбанковский «Международный финансовый институт» давеча подсчитал, что объем мировой задолженности к середине этого года достиг нового рекорда в $307 трлн, составив уже 336 процентов мирового ВВП. Всего десять лет назад эта цифра была на $100 трлн меньше. Львиная доля этого долга и этого прироста пришлась на США и их важнейших союзников — Японии, Великобритании, Франции.
Иными словами, экономическая база владычества «коллективного Запада» более чем шаткая. США и их основные союзники живут в достатке и правят миром — но все это в долг. Продолжается это лишь благодаря тому, что созданные ими же «международные структуры» — политические, экономические, финансовые и пр. - позволяют завуалировать эту действительность и заимствовать дальше. Прибавьте сюда доминирование в военной области и гегемонию в мировых СМИ и глобальном дискурсе - вот и весь секрет успеха западных «демократий», учащих весь мир жить.
Заставить Россию развиваться быстрее
Если эти неэкономические факторы начнут по каким-то причинам ослабевать — внезапно может оказаться, что «король-то — голый», а Запад не в состоянии более доминировать на глобальном уровне. Впрочем, то, что США и их союзники явно сдают стало ясно и по тому, как они явно не справляются не только с динамично развивающимся Китаем, но даже с Россией. Поддержав сражающуюся против российского вторжения Украину, Запад едва добился лишь застывания линии фронта — да и то, скорее благодаря героизму украинских бойцов, поскольку слишком уж часто выдающиеся показатели поставленной западной техники оказывались явно преувеличенными.
Поставить же РФ на колени в экономической области у Запада и вовсе не удалось. У России в экономическом отношении дела идут нелегко, но о коллапсе говорить не приходится. Например, согласно данным Росстата, вот уже три месяца безработица в РФ сохранялась на рекордно низком уровне 3%, причем в октябре этот показатель вообще снизился до 2,9%, достигнув исторического минимума. И это все несмотря на рост численности рабочей силы. При этом инфляция также остается под контролем и выше сотни рублей евро и доллар запрыгивали, но затем падали вновь. Во вторник председатель российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о возвращении всей банковской системы в «хорошую форму» и это не выглядит нарочито «политическим» заявлением, поскольку российская финансовая система с войной справилась. Рупор западного либерального истеблишмента «Политико» немедленно включил Набиуллину в свой новый рейтинг наиболее влиятельных людей года, присудив ей первое место в номинации «разрушители» (disruptors). Подразумевается, что она разрушила систему западных санкций. С точки зрения крайнего индивидуализма, присущего нынешним западным либералам, все дело в людях — в Путине, Набиуллиной и т. д. Но трезвый анализ показывает — невозможно обрушить государства, имеющие как минимум задатки к развитию через опору на собственные силы. И подавно невозможно этого добиться, если у этих государств сохраняется возможность взаимодействовать с другими странами, обладающими огромными рынками, развитой наукой и промышленностью.
Недавно одна из ключевых ассоциаций развитых стран — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пересмотрела свои оценки состояния российской экономики. Отныне вместо ожидавшегося падения ВВП на 1,5%, она прогнозирует рост в этом году на 0,8%. В 2024 г. вместо падения на 0,4% ожидается уже рост на 0,9%, снижены и прогнозы по инфляции. ОЭСР нельзя заподозрить в подыгрывании Путину, а потому такие оценки красноречиво свидетельствуют, что на Западе поняли — Россия не рухнет.
Санкции имеют некоторый смысл против изолированных и небольших стран, чьи внутренние рынки слишком малы, чтобы обеспечить спросом инновационные товары, а общества недостаточно развиты, чтобы эти инновационные товары создавать. Чей экспорт не занимает критических ниш на глобальных рынках, а потому можно его заблокировать.
Да, через санкции можно было подорвать военную мощь Ирака (она вся строилась на всем импортном) после того, как Саддам рассорился с большей частью даже арабского мира. Но уже в случае Ирана это оказалось сложным — тот принялся стремительно импортозамещать все более и более сложные продукты.
Что касается России, то применение санкций было для Запада самоубийственным, поскольку они все больше лишают его множества рычагов для тонкого влияния на российскую политику. Запад выстраивает «железный занавес» между собой и Россией, но такого же занавеса между Россией и остальным миром ему выстроить не удается. А этот остальной мир включает в себя большинство мира и множество вполне развитых государств, в т. ч. Китай, становящийся глобальным лидером в экономической и технологической областях. Запад своими действиями заставил Россию наконец вложиться в форсированное технологическое развитие и индустриальную модернизацию. Теми же действиями он дал понять Китаю и прочим странам, что и им следует идти по этому пути, если хотят выжить в мире неоимпериализма.
Южный Кавказ — не место для войны
Нынешние тенденции в мировой экономике чреваты глобальными катаклизмами — мировое владычество просто так не отдадут. Но Азербайджану и всему Южному Кавказу тосковать по уходящему миропорядку причин нет. А нынешние тенденции и вовсе могут укрепить позиции Азербайджана в мировой экономике.
Конечно, самым негативным для Южного Кавказа моментом по результатам анализа положения в мировой экономике будет вывод о вероятном затягивании и, возможно, расширении российско-украинской войны. Предпосылок для завершения войны пока не видно, РФ вполне вытягивает войну в военном и экономическом плане, то же и Запад — готовность его вкладываться в Украину очевидна по планам ее присоединения к ЕС. Война вблизи границ страны на пользу не идет ни одному государству. Но, как видно на данный момент, Россия не только стоит как стояла, но и развивается, и это немаловажно и для Азербайджана — проблемы у северного соседа на пользу ему бы не пошли.
Второй по важности момент связан с тем, что тенденция к закреплению и углублению линий раскола между РФ и Западом привела к изменению геополитической и геоэкономической конфигурации континента, в смысле возможности коммуникации и экономического взаимодействия даже между странами, не участвующими в нынешнем противостоянии. И здесь важно, что Азербайджан не просто отбился от попыток втянуть его в противостояние, но и выходит на ключевые роли в экономических связях континентального размаха.
Во вторник Всемирный банк сообщил, что к 2030 году объем грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) может вырасти в три раза, до 11 млн тонн. Он соединяет Азию и Европу (прежде всего, Китай и Евросоюз) проходя через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Иными словами, он стал выходом для континентальной торговли в условиях, когда коммуникации через Восточную Европу стали невозможными из-за ее разорванности линиями фронта, все плотнее закрываемых границ и захлестывающих ее волн ненависти. Напомним, после начала российско-украинской войны объемы перевозок по ТМТМ увеличились — контейнерный их сегмент вырос более чем на треть.
В условиях нынешнего международного положения именно Азербайджан и Казахстан являются незаменимыми звеньями ТМТМ. Развитие его зависит в первую очередь именно от их позиции. Одним словом, ТМТМ может стать стратегическим проектом, меняющим геополитическую конфигурацию прикаспийского региона. Налаживание работы ТМТМ вроде бы соответствует декларированным целям западных держав — помогая укрепить независимость постсоветских стран от России. Он обладает в этом смысле уникальными возможностями, предоставляя целому ряду стран Центральной Азии и Кавказа выход на мировые рынки Запада и Востока в обход РФ. Вдобавок он создает возможности для продолжения экономического взаимодействия ЕС и Китая.
Но на Западе есть державы, которым это не нужно. Так, американцы в последнее время имели контакты в военной сфере с Арменией. Стратегический интерес понятен — ЕС и КНР не должны работать вместе, а армянский реваншизм создает для разрыва коридора ТМТМ прекрасные возможности. И плевать, что побочными жертвами станут постсоветские страны, чья независимость (причем от РФ, о чем западные благодетели на словах так пекутся!) будет подорвана — глобальный гегемон и не таких партнеров бросал в топку своего локомотива ради своих интересов.
С Вашингтоном все понятно — удивляет позиция западноевропейских стран. Ведь если бы тот же Макрон действительно хотел обеспечить «стратегическую автономию Европы», то ему следовало бы заняться укреплением связей с Азербайджаном. Вместо этого он, говоря громкие слова о европейской самостоятельности, делает то же, что и Вашингтон — дестабилизирует Южный Кавказ, ставя под угрозу и перспективы альтернативных поставок энергоносителей из региона, и пути сообщения с Восточной Азией.
Но силы некогда действительно мировых держав таят, сколько бы они ни пытались это скрыть при помощи агрессивных военно-политических жестов и манипуляций в СМИ. Экономически и технологически вперед выходят незападные государства. По данным ОЭСР, в четверке мировых лидеров по росту ВВП стабильно держатся все те же государства: Индия (6,3%), КНР (5,1%), Индонезия (4,9%) и Турция (4,3%). А это значит, что бывшие сверхдержавы могут пытаться, делая ставку на блеф, плести интриги по всему миру, но их реальные возможности сокращаются. А потому и новый Южный Кавказ может быть выстроен без них — странами, имеющими к данному региону непосредственное отношение.