Слитые документы раскрывают масштабы коррупционного скандала «Катар-гейт» Politico разоблачает Европарламент
На сайте Politico опубликована статья, посвящённая коррупционному скандалу «Катар-гейт», разразившемуся в Европейском парламенте в декабре прошлого года. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
Слитые в сеть материалы расследования самого крупного дела в ЕС раскрывают масштабы коррупционного скандала, который разразился в Европарламенте в 2022 году. Документы свидетельствуют о том, что основные подозреваемые, включая бывшего члена Европейского парламента Пьера Антонио Панцери и его помощника Франческо Джорджи, пытались манипулировать деятельностью органа и политическими дебатами. Их предполагаемые заказчики в Катаре, Марокко и Мавритании заплатили за их услуги около 4 миллионов евро.
Скандал разразился год назад, когда Панцери, Джорджи и другие ключевые фигуранты расследования были арестованы в ходе рейдов, в ходе которых всплыли и наличные, и громкие истории об иностранном вмешательстве в работу ЕП. Среди действий, зафиксированных в документах, есть такие, которые оказывают значительное влияние на работу Европейского союза - например, блокировка шести парламентских резолюций, осуждающих положение прав человека в Катаре, и работа по заключению сделки о безвизовых поездках между Дохой и странами ЕС.
Среди файлов, с которыми ознакомился Politico, была электронная таблица с восемью вкладками на ноутбуке Джорджи, найденном в его квартире в Брюсселе. В этой таблице перечислялись сотни мероприятий по оказанию влияния на деятельность Европарламента.
В таблице зафиксировано более 300 работ, за которые подозреваемые получали солидные гонорары. Как утверждается, для достижения своих целей они использовали сеть сообщников, работающих внутри Европейского парламента, которых они называли своими «солдатами».
На данный момент в рамках расследования четыре действующих и бывших члена Европарламента арестованы по предварительным обвинениям в коррупции, отмывании денег и участии в организованной преступности. Среди подозреваемых - Панцери, Джорджи и Ева Кайли, которая была отстранена от должности вице-президента.
По мере того, как европейские лидеры будут встречать бесславную годовщину скандала, разразившегося 9 декабря 2022 года, разоблачения, содержащиеся в файлах, вновь ставят этические стандарты ЕС под сомнение.
Крупная сделка
Работая на Катар, Джорджи и Панцери стремились получить одно: обеспечить заключение соглашения о безвизовых поездках. Сделка получила одобрение в комитете Европарламента по гражданским свободам в декабре 2022 года - за несколько дней до ареста Джорджи и Панцери. Окончательное голосование же было отложено после разразившегося скандала.
Другие документы из ноутбука Джорджи показывают, что он намеревался предложить катарцам два «плана действий» с подробным описанием того, с кем надо связаться и на кого оказать давление, чтобы добиться главной цели.
Подготовка Катара к чемпионату мира по футболу подверглась резкой критике из-за предполагаемой эксплуатации рабочих-мигрантов. В своем отчёте Джорджи хвастался «нейтрализацией» шести парламентских резолюций, осуждающих Катар в период с июня 2021 года по ноябрь 2022 года. Однако 24 ноября 2022 года парламент все же принял резолюцию, критикующую положение с правами человека в Катаре.
Политические атаки на конкурентов Катара
Например, одна из операций в 2021 году была направлена на назначение высокопоставленного чиновника из Объединенных Арабских Эмиратов Насера аль-Раиси новым президентом Интерпола. Отношения между Катаром и ОАЭ были нестабильными в период с 2017 по 2021 год. Как и многие политики и неправительственные организации, евродепутат Мария Арена призвала страны ЕС воспротивиться назначению Аль-Раиси. Панцери и Джорджи присвоили себе авторство письма Арены, хотя неясно, знала ли она о том, что именно они это сделали.
Еще одна операция была направлена против Саудовской Аравии, которая разорвала дипломатические и экономические отношения с Катаром. Панцери и Джорджи выставили Катару счет за ряд действий, включая серию твитов и показ фильмов, связанных с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги.
Марокко и Мавритания
Когда дело дошло до защиты Марокко, Панцери и Джорджи гордились тем, что приняли парламентскую резолюцию против Алжира, которая, по их словам, пойдет Рабату на пользу.
Команда также похвасталась тем, что добилась «более смягченного текста» резолюции, критикующей Марокко за его действия в связи с миграционным кризисом в 2021 году. Резолюция порицает Рабат за то, что он ослабил пограничный контроль и позволил 8000 мигрантам, включая детей без сопровождения взрослых, пересечь испанскую территорию во время спора с Мадридом.
Согласно документам, главной целью Мавритании было улучшение имиджа. Из таблицы Джорджи следует, что команда пыталась помешать активисту, выступавшему против рабства и нажившему врагов в правительстве Мавритании, получить престижную премию ЕС «За свободу мысли» имени Сахарова.
Разоблачения, содержащиеся в файлах, скорее всего, вновь вызовут дискуссию о том, достаточно ли законодательные органы сделали для того, чтобы подобные махинации не повторялись. Хотя Европарламент ввел более жесткие процедуры в ответ на скандал, многие в Брюсселе считают эти реформы недостаточно серьезными.
«Эти документы свидетельствуют о том, что имели место попытки повлиять на парламентские процедуры, - сказал Ник Айосса, исполняющий обязанности директора Transparency International EU. - Это происходило на протяжении многих лет с участием большого количества людей, и не было обнаружено? Реакция Европарламента была скудной и, конечно, не говорит о серьезности скандала, который произошел в декабре прошлого года»
Немецкий евродепутат от партии «зеленых» Даниэль Фройнд заявил в ответ на расследование Politico: «Похоже, что схема гораздо масштабнее, чем мы думали». По его словам, главная проблема заключается в том, что Европарламент не провел внутреннего расследования в отношении воздействия предполагаемых операций на его деятельность.
Фройнд сказал: «Похоже, вы можете купить или повлиять на некоторые решения в Европарламенте, или, по крайней мере, есть некоторые евродепутаты, которые пытаются заставить всех поверить в то, что так можно поступать, и продают это как товар».
Перевод: Фарах Мамедли