9 июня и Марин Ле Пен: французы отворачиваются от Макрона Статья The Guardian
В британской газете The Guardian опубликована статья, посвящённая предстоящим выборам в Европейский парламент. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Государственный служащий и администратор в нескольких министерствах Франции Селин раньше молчала о том, что голосовала за ультраправую партию Марин Ле Пен. «Я не могла говорить об этом на работе, люди бы сказала: «Ты фашистка». За это меня могли уволить», – сказала Селин.
Но сегодня даже в её родном городе Булонь-Бийанкур, расположенном к западу от Парижа, где в финальном туре президентских выборов 2022 года 83% жителей проголосовало за центриста Эммануэля Макрона, Селин заметила изменения в обществе. Во всей Франции крайне правое «Национальное объединение» (RN) во главе с Марин Ле Пен набирает исторические обороты – около 33% голосов, что более чем в два раза больше, чем у партии Макрона, набирающей всего 16%.
«Сегодня складывается ощущение, что люди поддерживают идеи Ле Пен – как будто на них снизошло «озарение», – сказала Селин, не пожелавшая назвать свою фамилию. – Здесь вы не видите иммигрантов, но в 10 км отсюда, в парижском квартале, они есть. Проблема в иммиграции; люди чувствуют себя захваченными».
Высокие результаты «Национального объединения» на европейских выборах не является чем-то новым. С середины 1980-х годов она традиционно добивалась успехов на европейских выборах, а на последних двух – в 2014 и 2019 годах – лидировала в опросах. Одно из главных отличий на этот раз заключается в том, что рост других ультраправых партий по всему ЕС может придать французскому эквиваленту больше международного влияния. Кроме того, ожидается, что отрыв Жордана Барделлы от группы Макрона будет большим – потенциально более 10%, тогда как в прошлый раз он составлял менее 1%. Это свидетельствует не только о росте ультраправых, но и о значительном ослаблении поддержки Макрона.
На митинге в Булони-Бийанкуре Эрве Марсель (французский политик, возглавляющий центристскую группу «Союз» в Сенате с 2017 года и партию «Союз демократов и независимых» с 2022 года – Ред.) предупредил, что ультраправые во главе с Ле Пен теперь наверняка выйдут во второй тур президентских выборов 2027 года. Макрон, обещавший на выборах в 2017 году, что «больше не будет причин голосовать за крайние группы», но наблюдавший за ростом голосов Ле Пен, не сможет снова выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, и у него даже нет очевидного преемника.
«Марин Ле Пен преуспела в достижении цели своей партии – превратить эти европейские выборы в референдум за или против Макрона», – сказал сотрудник центра политических исследований Cevipof при институте Sciences Po Люк Рубан.
Проевропейское правительство утверждает, что оно снизило уровень безработицы и оградило французов от худших последствий инфляции, пандемии коронавируса и войны в Украине. Но сторонники Ле Пен голосуют в основном из-за озабоченности национальными проблемами: бедностью, иммиграцией, доступом к общественным услугам, чувством незащищенности и преступностью.
«Национальное объединение» уже является крупнейшей оппозиционной партией в парламенте с 88 депутатами и больше не хочет выходить из ЕС, что усложняет противодействие. Даже несмотря на то, что главный кандидат Макрона на выборах Валери Айе (лидер фракции Европарламента «Обновляя Европу») ссылается на сомнительные корни партии Ле Пен, «Национальное объединение» демонстрирует значительный рост поддержки.
«Двойной подход к борьбе с ними, когда говорят: «Посмотрите, какие они страшные» и «Посмотрите, какие они некомпетентные», – на мой взгляд, больше не сработает», – сказал бывший премьер-министр Франции Эдуар Филипп.
В Булони- Бийанкуре Селин не единственная, кто собирается голосовать за RN. Один бывший менеджер автомобильной компании в возрасте около 80 лет, не пожелавший назвать свое имя, впервые заметил то, что он назвал «ветром перемен». «Все мои друзья по гольф-клубу говорят, что будут голосовать за «Национальное объединение», – сказал он. – Эммануэль Макрон склонил меня к этому, потому что он ничего не сделал с преступностью и отсутствием безопасности, нас захватили иммигранты».
72-летняя Клара входит в число 8-10% бывших избирателей Макрона, которые, как ожидается, проголосуют за Барделлу на европейских выборах, в то время как опрошенные называют французский электорат всё более разрозненным. «Это самое крупное антимакроновское послание, которое я могу передать», – сказала она.
Опросы показывают, что две группы избирателей, которые раньше держались в стороне от партии Ле Пен, начали постепенно меняться. Примечательно, что Барделлу стали поддерживать более образованные и высокооплачиваемые лица. Люди в возрасте от 60 до 70 лет, которые когда-то оттолкнули партию Марин Ле Пен, считая её движение опасным для демократии, пропагандирующим расистские, антисемитские и антимусульманские взгляды, а также вредным для экономики, теперь начинают склоняться к Барделле.
Совокупный результат всех ультраправых партий Франции, участвующих в европейских выборах, включая группу «Реконкиста», список которой возглавляет племянница Ле Пен Марион Марешаль, может достичь 40%. Опросы показывают, что французская молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, скорее всего, будет массово воздерживаться от голосования на европейских выборах, а если и проголосует, то в основном за Ле Пен.
Евродепутат Рафаэль Глюксманн, баллотирующийся от европейской группы Place Publique и Социалистической партии, завоевывает левоцентристские позиции бывших избирателей Макрона и набирает около 14% голосов. Он пообещал показать, что «демократические и проевропейские левые ещё живы». 39-летняя Сара, работающая в сфере цифровых коммуникаций в Булонь-Бийанкуре и агитировавшая за Глюксманна, сказала: «Социал-демократия возвращается». Но в целом французские левые по-прежнему разделены, а партия Жан-Люка Меланшона «Непокорённая Франция» набирает около 8% голосов.
На предвыборном митинге в Обервилье член партии Макрона, финансовый консультант, переехавший из Мали во Францию, сказал: «Вы можете почувствовать сдвиг. Крайне правая пропаганда набирает обороты. Один мой французский друг всё больше интересуется партией Ле Пен и начал делать замечания, которые никогда бы не сделал четыре года назад. Вы можете почувствовать растущую склонность людей думать, что их проблемы вызваны иммиграцией», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли